Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Забытые боги древних славян

 
Анализ версий происхождения Камня Аусина

Все четыре ранее приведенные версии сходятся в признании факта существования Камня. Все они утверждают, что он был извлечен из глубин Земли в точке, удаленной от его нынешнего местонахождения.

Имеется некоторое (возможно, кажущееся) расхождение в толковании значения понятия "Камень Аусиена" (или Камень Аухиена) - что это? Название самого камня или имя его хозяина-творца? По нашему мнению, Камень не обладает собственной самодвижущей Силой и, следовательно, есть Творение, а не Творец. Все четыре версии сходятся в оценке функциональной значимости Камня - от простого жернова для помола - до устройства типа "Врата", открывающего путь: Мир людей - Мир Духов. Даже версия скалы-останца, как древнего идола, этому не противоречит - ему молились...

"Полнота" выполнения замысла:

Первая версия - делал жернов, но так и не сделал. Как? Почему? Совершенно неясно... В интерпретации Колдовства, "жернов" не был изготовлен (и даже не был доставлен на планируемое место установки, поскольку "мастер" проиграл магический поединок...)

Из этой версии следует, что "устройство" не было создано - завершено изначально. Лично нам это представляется маловероятным. Почему? Это станет ясно из дальнейшего.

Вторая версия - функциональная значимость Камня мала - "хранилище" полностью реализовано - изумруд извлечен, "скорлупа" отброшена. Справедливости ради следует отметить, что магические предметы - "устройства" значительное время в той или иной степени сохраняют свои "особые" свойства, но, конечно, весьма отличные от изначально предполагаемых - использование разрегулированной энергостанции... Операции и с недостроенным магическим жерновом, и с каменным "футляром" могут что-то дать, вот только нам совершенно неясно, что именно.

Третья версия - деяние полностью завершено, осталась лишь память. Теперь мы переходим к самой любопытной и многообещающей четвертой версии. Здесь деяние далеко от своего завершения, и даже прямо указывается на необходимость нашего участия в продолжение этой истории.

Устройство завершено. Оно действует. В ходе древней войны частично повреждено... Информация исходит от некоего довольно странного Дедушки. Чем-то он неуловимо напоминает того сказочного прохожего, сказавшего Аусину - "Бог в Помощь!" Да и наш Дедушка практически останавливает движение Славика к Камню. А старичок грамотный, ох какой грамотный, знает Китоврасов и Василисков. Они якобы и сегодня живут в наших краях. Тем из "просвещенных" наших читателей, кому не знакомы эти имена, советуем заглянуть в миф словарь. А вот Дедушка их знает.



Аналоги камня Аусина

В научно-популярной серии "Знак вопроса" № 2за 1991 год в статье Ю. Н. Морозова "Следы древних астронавтов?" было приведено сообщение из американского научного журнала "Природа". Там в 1882 году было опубликовано сообщение о находке в штате Нью-Йорк удивительного "подвижного камня". Эта сложная конструкция состоит из верхнего гранитного полушария радиусом около полутора метров, лежащего на гранитном же "пьедестале". Корреспондента журнала больше всего заинтересовала точная балансировка верхней части диковины неизвестного возраста.

"... Ее можно чуть покачивать рукой, а при помощи рычага она и вовсе движется легко (верхняя часть). Тем не менее, шесть человек, орудуя ломами, не смогли свалить ее с пьедестала". (Вот она, человеческая страсть к разрушению всего непонятного!). Ю. Морозов отметил: "Сегодня же, в первую очередь, поражает внешний вид всей конструкции (рис.1). Ни дать, ни взять - модель радарной установки или радиотелескопа, к тому же почти "действующая". К сожалению, нам неизвестно, сохранился ли до наших Дней этот удивительный камень в Штате Нью-Йорк или был просто разрушен... Имеются непроверенные сообщения, что где-то в Восточной Азии находится еще один подобный "качающийся камень".

Исследования, проведенные около нашего камня Аусина, предполагают значительную вероятность существования первоначально именно такой "конструкции". Большой овальный камень с центральным отверстием был установлен на меньшем камне - "пьедестале" и мог относительно него "покачиваться". В центральное отверстие "вставлялся" еще один элемент - возможно, драгоценный камень - изумруд, или отверстие заполнялось подношением, например, медом.

Подобное устройство могло быть использовано как для сугубо календарно-астрономических целей, так и для проведения различных магических обрядов. В Скандинавской мифологии сохранились воспоминания о "кружащихся и поющих камнях", которые предсказывали будущее и давали советы.

Камень Аусина имеет какое-то неявное глубинное внутреннее родство с удивительным "движителем" летающего острова Лапута, описанного Свифтом в "Третьем путешествии Гулливера" (Напомним, что Лапута - весьма родственна летающему о-ву Куанхелани.). Но главной достопримечательностью, от которой зависит судьба всего острова, является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок. Он имеет в длину шесть ярдов, а в ширину в самой толстой части - свыше трех ярдов. Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходящей через его середину; он вращается на ней и подвешен так точно, что малейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемый горизонтально на восьми алмазных ножках вышиною 6 ярдов каждая".

Полинезийские легенды гласят, что некогда боги создали летающий трехъярусный остров Куанхелани и поселили там племена карликов. Куанхелани - сказочный остров, плававший по ночам в облаках в небе или среди волн в океане. Когда же карликам нужно было перебраться для работы на другие острова, волшебный остров мягко опускался с облаков и подплывал к нужному острову, куда высаживались его обитатели. Если же у них не было желания остаться на новых землях, то сказочный остров принимал их обратно. Кем были эти легендарные карлики?

Причудливые скалы, валуны, глубокие пещеры оригинальной формы, нагромождения камней - все это, согласно легендам, дело рук менехунов (одного из сказочных племен карликов). Известно, что они часто тащили камни и от гор к берегу, чтобы строить запруды и храмы, но когда наставал день (менехуны работали только по ночам), то маленькие человечки бросали их на полпути. (Прямая аналогия с нашей историей!) Иногда же они воздвигали нагромождения камней в честь какого-либо знаменательного события, например, охоты на акул. На острове Оаху есть огромный камень, именуемый Похаку-а... Умеуме, на котором сохранились следы пальцев менехунов. Все полинезийские легенды наделяют менехунов сверхъестественными чертами: например, "мертвящий взгляд", способность видоизменяться, переправляться через водные пространства без помощи лодок.

Все это, с одной стороны, делает их типичными персонажами сказок; с другой стороны, в пользу реальности их существования говорят такие "увесистые" доказательства, как многотонные камни "Рва Менехуне" (удивительное ирригационное сооружение, сохранившееся до наших дней), и многие загадочные гавайские храмы. (Смотри А. М. Кодратов. "Загадки Великого Океана". Л.Гидромет. 1974).

Действительно, сегодня на островах Полинезии найдено множество мегалитических памятников: дольмены, величественные, но уже разрушенные временем храмы, каналы. Постройку этих сооружений полинезийцы приписывают либо волшебным карликам, либо белым рыжебородым богам, пришедшим из океана... Белые рыжебородые Боги... карлики - этим полна мифология Скандинавских стран и севера Европы.

Академик Б. А. Рыбаков в книге "Язычество древних славян" (М. Наука, 1994) отмечал, что древние славяне заимствовали у угро-финских племен образ Сеиды - древней Ритуальной Зернотерки(?). Рыбаков предполагает, что их прототипом могла явиться священная финская мельница Сампо.

Сохранившиеся Сеиды - это система двух камней: большой квадратный камень в основании и меньший многогранный установлен сверху. Одна из древнескандинавских Рун описывает, как они возводились:


"Увидал он (герой) пестрый камень,

Увидал утес пригодный..."


Предания утверждают, что установленные таким образом камни приходили магическим способом в движение относительно друг друга.


"Разбрасывая синий огонь,
Подпрыгивая, вертясь,
Мельтеша, Песню свою завела...
Треща сверчком, крутясь волчком,
Искры синие рассыпая,
То раскатисто хохоча,
То по-медвежьи ворча..."


Здесь мы наблюдаем еще одну связь Сеидов (как "подвижных камней") и некой Медной идолицы из мифологии якутских народов. (Дьэс Эмэгэт - Медная идолица или "пляшущий истукан" - согласно преданиям, находилась где-то на Северном Урале, на западном берегу Обской губы... Но в тех же краях, согласно легендам более западных народов, располагалось и капище другого идола - Золотой Бабы, уральских "биармов".)

Необходимо также отметить некоторую схожесть Сеидов с рядом символов (схематическое изображение "качающихся камней"(?), запечатленных на некоторых алхимических гравюрах и магических пантаклях).


Камень Аусина и древнее святилище

В этой главе мы разберем один интересный момент, который, хотя и не связан напрямую с Камнем Аусина, тем не менее, весьма важен в общем контексте рассматриваемой темы... Так начинает свой обзор исследуемого вопроса Алексей М. (историк по образованию, один из активнейших членов группы "Авеста". По его просьбе мы не называем его фамилию.)

В 20-30-е годы нашего века на окраине одного из сел Самарской Луки, территориально очень близко расположенного от камня Аусина, археологами было обнаружено древнее городище - укрепленное поселение, защищенное системой валов, рвов и оборонительных стен. Система защиты • включала и естественные преграды: реки, овраги, болота и т. д.

Сам по себе факт находки такого городища не является чем-либо экстраординарным - Среднее Поволжье богато археологическими памятниками. Но здесь интересен другой момент. Найденное городище оказалось очень маленьким: в самой широкой части - 30 м, в самой узкой -15м. Для примера: диаметр внешней стены древнего Аркаима (индоарийский город 2-го тыс. до н. э. Найден в августе 1987 года на Южном Урале) - сто восемьдесят метров; внутренней - девяносто. (Подробнее смотри: М. Волошин "Индоевропейцы, где вы?" Статья в журнале "Знание-Сила" N 4,1991 г., стр. 34-38.).

Другая загадка - культурный слой обнаруженного памятника был весьма скуден. Культурный слой - остатки жизнедеятельности человека, обязательно присутствующие в местах его долговременного проживания. Культурный слой образуют следы хозяйственной деятельности, потерянные и выброшенные вещи, отходы, пищевые остатки растительного и животного происхождения и т. д.

Установив сам факт существования такого странного археологического памятника (а также его "слабую проработку" археологами, что само по себе интересно), мы задались вопросом, что он из себя представлял изначально?

Весьма приблизительная датировка относила это городище к периоду существования Именьковской культуры на Самарской Луке (третий-седьмой век).

Консультации со специалистами-археологами и историками - загадку данного городища не разъяснили. Их мнение сводилось примерно к следующему: "Поскольку толщина и насыщенность культурного слоя того или иного поселения находятся в прямой пропорции от времени существования данного поселения и количества населения, проживающего в нем, этот "памятник" - действительно мал для "нормального городища". Отсюда делался вывод, что это поселение представляло собой нечто вроде небольшой крепости, где в случае опасности укрывались окрестные жители. В качестве аргумента выдвигался тот факт, что от вышеупомянутого городища территориально не слишком далёко располагались два или три селища, относящиеся хронологически примерно к тому же периоду, что и городище. (Селище - неукрепленное поселение сельскохозяйственного типа).

Не ставя под сомнение компетентность специалистов, мы все же не могли полностью согласиться с их версией.

Рассмотрим эту проблему чуть более подробно. Если упомянутое городище являлось местом укрытия окрестных жителей от возможных набегов врагов, то площадь такой "крепости" должна была быть заметно большей. Ведь сюда "собирались " жители нескольких поселений, и они должны были взять с собой скот (их главное богатство), иначе они рисковали просто остаться в дальнейшем без средств пропитания. В месте "сбора" должна была храниться "сокровищница", запасы пищи для людей, корм для животных и т. д.

А если враг "сядет" в осаду? Набег затянется на несколько дней? Ведь такую возможность не могли не учитывать древние стратеги, возводившие эту крепость.

То, что мы видим в действительности, указывает, что либо за всю историю существования городища не случилось ни одного вражеского набега, и жителям окрестных селищ не было необходимости укрываться в нем, либо городище использовалось в каком-то другом качестве.

Итак, либо строители городища-крепости допустили ошибку в расчетах и выстроили ее меньших размеров, чем было необходимо (но им повезло, и она не пригодилась), что нам представляется маловероятным, либо древние строители возвели что-то другое. К выше сказанному добавим полное отсутствие систем удаления продуктов жизнедеятельности большого числа людей и животных, находящихся в "осаде".

Другая сторона вопроса - целесообразность строительства в то время (и на этой территории) подобных крепостей-укрытий. Самарская Лука - природная крепость. Даже сегодня на указанной территории местами сохранились нетронутые уголки леса

Во время поиска камня Аусина нам приходилось видеть остатки дубрав, состоящих из дубов в два-три обхвата.

Не будет преувеличением утверждение о том, что в период "функционирования" нашего городища на сопредельной территории росли густые леса, где и могли укрываться от набегов жители окрестных селищ вместе со своим скарбом, а главное, скотом. Как известно, именно так и поступали русские крестьяне еще в период татаро-монгольского нашествия.

Итак, встает вопрос. Если вышеупомянутое городище не являлось крепостью-укрытием для защиты окрестного населения от врагов, то какие же функции оно выполняло? Для чего его построили?

Заранее оговоримся, наш вариант решения этой проблемы, конечно, не является полным и окончательным. Это лишь предположение, гипотеза, а отнюдь не истина в последней инстанции.

Зацепку в ответе на поставленный вопрос дает нахождение в непосредственной близости от городища Камня Аусина, который, по нашему мнению, и является одним из элементов древнего святилища божества Овсеня (или Таусеня, Аусеня, Усеня, Баусеня и т. д.) В таком случае, наше городище могло быть местом, где в ту эпоху жили служители культа этого бога.

Такое предположение не кажется нам столь уж надуманным, поскольку ряд специалистов считает именьковское население протославянским.

В случае принятия такого предположения в качестве рабочей гипотезы, становятся понятными многие странности этого археологического "памятника": скудность культурного слоя, что хорошо увязывается с малой численностью жителей городища и их личной высокой "культурой". (В древних цивилизациях и "примитивных обществах" служители культа были в большинстве случаев замкнутой частью общества, очень неохотно допускающей в свои ряды и к своей "личной жизни" новых членов.)

Небольшая численность населения объясняет малую площадь городища. Высокий уровень защитной системы также не вызывает удивления, т. к. изначально предусматривает защиту главных ценностей, "духовных сокровищ". Найденное городище - своеобразный храм. Какому богу (или богам) молились в нем? Возможно, Даждьбогу и Майе Златогорке или их "детям" Авсеню и Коляде? Вероятно, этого мы уже не сможем узнать!

На городище не было найдено культовых предметов (и в этом одно из слабых мест нашей гипотезы). Но, во-первых, мы не знаем, какие именно предметы служили выражением данного культа, во-вторых, у нас нет данных, что указанное городище было взято штурмом; а значит, можно предположить, что по какой-либо причине (например, в связи с миграцией) - его не спеша "эвакуировали". При "эвакуации жители вывезли все ценные предметы, и в первую очередь, предметы культового характера.

После "ухода" основной массы населения, исповедовавшей данный культ, вероятно, какое-то количество (очевидно, весьма незначительное) продолжало охранять древнее "святилище" и справлять привычные Ритуалы.

Со временем их "потомки" (или преемники) смешались с новыми народами, постепенно заселившими эти места. И даже спустя века после "исхода" продолжала "жить" в данном религиозно-мифическом пространстве "память" о чудесном камне Аусина, забытых храмах и потайных подземельях.

Конечно, трудно говорить с полной уверенностью, но складывается впечатление, что оставшиеся "хранители" словно ждали возвращения ушедших. Это мистическо-поэтическое ожидание даже сегодня сохраняется в этих местах, и это несмотря на прошедшие бессчетные годы.


Путь к камню

Первая большая экспедиция "Авесты" • 8 человек • отправилась на поиски камня Аусиена летом Т994 года. Ей удалось собрать множество устных свидетельств о его существовании, большой фольклорный материал, но они так и не смогли выйти к самому камню.

Следующий "поход" состоялся в августе 1995 года. "Экспедиция" проработала на местности почти месяц, но так и не достигла успеха.

И вот октябрь 1995 года. Учтя все предыдущие ошибки, мы вновь устремились на штурм загадочного камня. В этот раз наш "поиск" начался от заброшенной пасеки. Представьте себе - огромные столетние Дубы, тесным кольцом Окружающие небольшую поляну. Несколько полуразвалившихся строений.

Порывы холодного ветра гонят опавшие листья и хлопают разбитыми ставнями. Тяжелый мертвящий дух оставленного жилья, остановившейся жизни царит над поляной.

Вероятно, нам стоило бы поискать другое место для лагеря... Но лес в округе настолько зарос молодой порослью и кустарником, что найти место, достаточно просторное для установки нескольких палаток, было весьма проблематичным. А уделять этому слишком много времени мы не могли, нас "ждал" камень. Оборудовав лагерь и наскоро перекусив, мы разбились на группы и приступили к прочесыванию леса.

Быстро темнело. Длинные тени сплетали плотную "сеть", укрывая упавшие деревья. Еще немного, и поиски придется прекратить...

И в этот момент мы вышли к нему!

Камень лежал в небольшой ложбинке - величественный и простой одновременно. Трудно описать его словами. Даже цветные фотографии не способны заменить его непосредственное восприятие.

Внешне он чем-то походил на вытянутую половинку каменного ореха, "украшенною округлым углублением где-то по центру "среза".Под собственным весом камень частично ушел в землю. Годы и непогода занесли его лесным мусором, затянули песком и глиной. В наступившей темноте мы не смогли ни измерить камень, ни сфотографировать. Но это не очень огорчило нас, ведь все это можно было сделать и на следующий день. Отметив место находки, мы поспешили вернуться в базовый лагерь... Когда мы оказались на поляне, холодная осенняя ночь уже полностью вступил в свои права. Но слишком долго "Авеста" искала этот Камень, слишком большие надежды были связаны с ним, слишком велико было желание увидеть его... Растянувшись длинной цепочкой (чтобы уберечься от хлещущих ударов ветвей, сгибаемых впереди идущими), мы все поспешили к камню.В неярком свете фонарей он выглядел более величественным. Но насладиться "общением" с камнем нам в этот раз так и не удалось.Капля за каплей принялся накрапывать холодный осенний дождь.Несмотря на падающую с "неба воду" мы замкнули круг вокруг камня и попытались провести сеанс медитации. Зазвучала музыка, закружился невидимый ротор, собирающий и распределяющий психическую энергию... Но дождь все усиливался, и вместе с ним на нас наваливалось что-то невероятно тяжелое и гнетущее... Максимально сжав сеанс медитации, мы, разбившись на несколько групп, поспешили назад в лагерь.Шедшие впереди сбились с тропы и едва не заблудились в лесу. Замыкающие также пережили несколько неприятных минут, когда обнаружили, что их "догоняет" некий призрачный черный силуэт... Но все же, после ряда приключений, мы все собрались в лагере.

Всю ночь шел дождь. Палатки промокли. Одежда промокла. Тропинка, ведущая от кромки леса на поляну, прямо на глазах превращалась то ли в какое-то подобие ручья, то ли в болото.

Еще немного, и выбраться от пасеки стало бы весьма проблематичным. Когда рассвело, в невероятной спешке мы стали сворачивать лагерь. Идти к камню? На это уже ни у кого не было ни сил, ни желания.

Наш обратный путь - тема отдельного рассказа...Да, мы нашли легендарный камень, но запечатлеть его в этот раз так и не сумели...

Почти месяц спустя И. Павлович вместе с Тольяттинскими коллегами попытался вновь достигнуть камня.

В этот день над Самарской Лукой царил туман. Уже в нескольких шагах все терялось из виду. Какое-то время мы плутали вдоль кромки леса, разыскивая нужную тропу", ведущую в сторону камня. Нашли. Без особых приключений добрались до камня. Прежде всего, измерили и сфотографировали его. Затем приступили к планомерному осмотру ближайших окрестностей. Мы искали другие камни, скалы-останцы, провалы, останки древних строений и т. д.

Участники похода разошлись в разные стороны, предварительно сверив часы и договорившись вновь встретиться у Камня через сорок минут. Я шел в восточном направлении, ориентируясь строго по компасу. Хотя туман несколько рассеялся, видимость оставляла желать лучшего. Стояла удивительная тишина: ни скрипа веток под ногами, ни шороха облетающей листвы. Все звуки гасил туман. Через 11 минут пути с южного направления послышались резкие звуки.

Впечатление было такое, словно стая голодных ворон сидит на полуразложившемся трупе кабана, рвет его на куски и дерется при этом. Собака, которая сопровождала меня в этом походе, бросилась на звуки и моментально исчезла в тумане.

Покричав ее немного, я тоже повернул на юг и шел где-то 3-4 минуты. Мой путь окончился у огромной ямы, вероятно, провал (?) метров тридцати в диаметре. Дно ямы закрывала вода. Через всю яму была "перекинута" толстенная береза, просто не верилось, что она вот так, чисто случайно, упала сама, а не была аккуратно уложена...

Я обошел яму кругом, сделал несколько фотографий. Возможно, это была легендарная яма Аусина, то место, откуда, согласно преданию, он извлек свой камень. Возможно. Точно сказать пока невозможно. (Там ведь не была установлена табличка для любопытных туристов - "Яма Аусина!")

Но мы так и не нашли никаких других ям в окрестностях этого места, также как, впрочем, и других камней...

Пока я осматривал яму и делал фотоснимки, туман стремительно редел. Размышляя о том, как заметить это место, чтобы чуть позже вернуться сюда с остальными, я, окликая пропавшую собаку, двинулся на северо-запад.

Каково же было мое изумление, когда примерно через минуту пути впереди стал виден наш камень и другие участники нашего похода.

Так мы столкнулись с еще одной загадкой этого места. Камень и яму, разделенных в тумане путем где-то в 15 минут, теперь разделяло расстояние около трех минут. Добавим сюда, что наши часы давали расхождение где-то около 17 минут, и все станет еще более запутанным. Двигаясь на восток, а затем на юг, я еще не выбрал всего времени пути "туда" - 20 минут, - а они уже вернулись на место сбора.

Все вместе мы вернулись к найденной яме, и произвели ее осмотр. Откуда-то из кустов выскочила "пропавшая " собака и принялась жадно пить воду. (Значит, вода годилась для питья. Животные в этом отношении значительно чувствительнее человека.) Кто-то высказал предположение, что собака, почувствовав запах воды (это в тумане-то?) и, испытывая жажду, именно поэтому повернула на юг и послужила причиной находки ямы.

По мнению тольяттинцев, эта яма в значительной степени напоминала "объекты", известные в Прибалтике, на Украине, севере России, как места "старта" или "посадок" НЛО, характеризующихся исчезновением значительного количества грунта. Некоторые такие образования и многие годы спустя демонстрируют значительные изменения в энергетике (это так называемые горящие ямы).

Как всегда, нам не хватило времени для проведения полномасштабных детальных исследований.

...Вот и заканчивается наш рассказ об удивительном камне Авсеня и древних славянских богах. Конечно, в этой небольшой статье мы не смогли охватить и рассмотреть все вопросы, связанные с данной темой. Здесь мы очень надеемся на помощь наших читателей, наших добровольных помощников.



Игорь Павлович, Олег Ратник "Новый Водолей"
№№ 7,8 (нет №№ 4, 6)



 

Комментарии :

oleg@matreshkatour.ru   2011-08-15 19:25 #149  

Таусень-Аусень -Мордовский праздник Коляда, дословно переводится как Праздник свинному богу. Аусин-Таусин камень, как часть мордовской керемети

saynushka753   2014-03-24 16:01 #157  

понравилось


«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.