Статьи > Миражи над Жигулями > Самарская Лука - аномальная зона

Излучина: Легенды и мифы Самарской Луки

 
Это была разбойничья пытка — жечь людей. Если человек не говорил, где добро спрятано, его раздевали догола и секли зажженными ветками, пока он не выдаст тайну клада. С той поры местных жителей стали называть жигулевцами, а горы — Жигулями. Предание бытовало в 1870-х годах. Тогда же во время сильных разбоев шайки казаков устраивали поножовщину, резали. Отсюда и название местности Рязань (Резань) Большая и Малая.

Мирная культурная преемственность самаролукцев сохранила многие фольклорные образы, родившиеся в далеком прошлом. Люди подменяли имена, социальную принадлежность героев, но берегли дух, фабулу, сюжет, наполняя древние мотивы и образы новым смыслом. Так, Девья гора — отголосок долгого соседства Самарской Луки с женоуправляемым миром кочевников-сарматов, в общем, воинственных женщин. Позже, в конце XVIII — начале XIX века гора была переименована народом в Молодецкий курган, потому как настало время романтизации жизни жигулевской вольницы.

Горное обрамление создало уникальный ландшафт на Самарской Луке, а необычное сочетание животных и растений породило особый дух традиционной культуры. А много позже природная уникальность стала главным аргументом для образования Жигулевского заповедника и создания национального парка «Самарская Лука». Комплексному изучению уникальной земли много лет посвятил кандидат биологических наук, научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН, президент общества содействия национальным паркам «Парквей» (г. Жигулевск) Юрий Константинович Рощевский. — Хотелось бы напомнить достаточно известный факт, что когда ученые говорят о происхождении Самарской Луки и Жигулевских гор, то подразумевают события, которым 300 миллионов лет. Именно тогда здесь жили организмы, ставшие сегодня известняком. Позже появились предпосылки необычных явлений, о которых мы говорим сегодня.

Горообразование — довольно длительный процесс, он происходил на протяжении 100 миллионов лет подряд и закончился примерно 20—60 миллионов лет назад. Жигулевские горы возникли в одно время с Кавказским и Альпийским хребтами. Стоит отметить, что для Русской равнины горы — очень необычное место. Ландшафт определил форму русла Волги. За миллионы лет природные особенности территории сформировали необычную народную культуру, которая имела несколько довольно ярких этапов.

Примерно 800 лет назад здесь существовали племена так называемой ильменьской культуры, но внезапно исчезли, возможно, просто мигрировали под агрессивным натиском другой культуры. Самарская Лука неоднократно подвергалась разрушительному нашествию иноземцев. Но, уходя в лесные чащи, под защиту гор, люди умудрялись сохранять самобытность, в то же время обогащая народное творчество. Склонная к озорству душа самаролукцев впитала в себя русскую бесшабашность и чувашскую мягкость, татарскую мудрость и добродушную мордовскую хитрость. Природное отшельничество, некоторая географическая замкнутость не перешли в духовное затворничество.


«СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР» КАЗАКОВ


В XI—XIII веках здесь процветал крупный город Волжской Болгарии, по площади и населению превышавший древний Киев. Так называемый Муромский городок окружали многочисленные этнические поселения. В то время Самарская Лука была окраиной самого северного мусульманского государства. При этом часть жителей оставались язычниками. Здесь на стыке европейской и восточной культур в ту пору бурно процветала транзитная торговля с Мордовией, Средней Азией, Русью, Персией, Хазарией, Кавказом. Люди общались. Позже многие столетия культура развивалась как часть огромного монгольского мира.

Золотая Орда постепенно уступала управление территорией Казанскому ханству. С 1552 года Самарская Лука, как и вся Волга, стала частью России. Но люди чудесным образом сохранили дух ушедших времен. Они давным-давно осознали достоинства здешних гор и водных преград и во все времена старались жить оседло внутри волжской излучины. А до появления в 1848 году быстроходных железных пароходов Самарская Лука была еще и разбойничьим казачьим местом. Тон традиционной культуре задавали те, кто промышлял нападениями на суда, идущие на торг, это тоже формировало особый менталитет людей, фольклорные образы и уклад жизни.

Поселение Моркваши в разбойные времена было своеобразным «сервисным центром» казаков. Жители села готовили им еду, стирали одежду, за что получали деньги, продукты. Благодаря мирной экспансии русского государства разбойничий быт был ликвидирован и возникла другая культура. Фольклорный образ и прототип обычно далеки друг от друга. Исследователи волжского фольклора заметили, что цикл народной прозы о благородных разбойниках необыкновенно богат женскими образами. Самарская Лука — ядро огромного пространства, в котором до сих пор бытует уникальная серия преданий и легенд о казачьей вольнице и Степане Разине.

По признанию некоторых фольклористов, даже революция 1917 года не заслонила их популярности. Как и все бунты, исторический разинский бунт был кровавым. По настоянию царя Алексея патриарх Иосаф предал Разина анафеме. Народный образ Разина отличается от прототипа. Фольклорный герой благороден и противоречив. В окрестностях села Старая Рязань по преданию существовало логово героя. А еще около Рязани был подземный ход длиною в несколько верст и выходил у села Жигули. Разин использовал его для неожиданного появления своих людей то в северной, то в южной части Самарской Луки. Свое добро разбойники прятали в глухих местах. Клады заговаривали: по сюжетам многих преданий, кто их ищет, либо ногу потеряет, либо болячками покроется.


ОЗЕРО ПЛАЧА


А эта история почти весь XX век бытовала в мордовском (мокшанском) селе Торновое, соседствующим с селом Новинки. Предание неизвестно жителям современного села Новинки, возможно, потому, что первоначально оно находилось в 5 км восточнее. Спустя 150 лет после сильного пожара жители Новинок отстроили село на новом месте, где существовала маленькая деревня Борковка. Вскоре многочисленные погорельцы «поглотили» принявшую их Борковку. И этот исторический катаклизм не лучшим образом отразился на художественной народной памяти: жители не помнят ни о пожаре, ни о переезде. А предание таково. У богача было семеро сыновей и снох и одна дочь. Решили в селе строить церковь. Одну стену поставят — стоит, другую начинают — эта рушится. Семь лет строили. Что делать? На сходке решили, что без человеческой головы не сложить церковь. Кому жребий выпадет, того и схоронят заживо. Жертва нужна. Выпал жребий на единственную дочку зажиточного крестьянина, и народ рассудил: раз на этом свете была любимой, то и Богу будет угодна. Когда настал день похорон девушки, мать не выдержала и упала на гроб в могилу дочери замертво. Две души получила церковь. И народ плакал, и река слез лилась, собираясь в овражке. И получилось озеро — оно и сейчас там. (Конечно же, эта легенда не имеет никакого исторического подтекста. К тому же храмы строились только на освященном месте и уж никак не на оскверненном. Православная церковь считает подобные вещи ересью. И редколлегия журнала "М" солидарна с этим. — Прим. авт.)


ЭЙВСЬ — ОГНЕННЫЙ ШАР


В селе Сосновый Солонец живет быличка о проклятых детях — шишигах (еще их лешенками называют). Отец с матерью, к примеру, поругают ребенка, назовут чертом, ребенок мучается после этого, а потом и вовсе умирает. А дух его живет в лесу или озере. А в Аскулах, где и по сей день компактно живут староверы (в народе это село называют «колдовским»), в 80-х годах прошлого столетия рассказывали легенду о шишигах, которые жили в колодце. Белые, голые, с длинными волосами, подходят к людям, щекочут за волосы, смеются, а после человек заболевает. По вечерам люди боялись за водой ходить.

Вообще село Аскулы — это центр Самарской Луки. Оно сохранило наибольшее количество преданий. В частности, о летунах или, как еще называют это явление, об эйвсь. Это самое распространенное аномальное явление в Самарской Луке: эйвсь — летающий шар. По преданию это дьявол в образе летающего человека, недавно умершего, по которому сильно убиваются родственники. И чем больше страдают родные, тем больше вероятность его появления в «красном углу» дома (где иконы стоят). Этого явления очень боялись. Говорили, летун может ушибить, а такие случаи бывали, и людей после его посещения парализовывало. Если коснется эйвсь лошади, та падала замертво.

— Последняя разновидность аномалии органично включена в местную деревенскую культуру и является частью местных национальных обрядов, — комментирует сюжеты народных преданий Татьяна Макарова, руководитель Тольяттинской уфологической комиссии, действительный член Русского географического общества.

— В основе некоторых местных религиозных течений лежат исторические факты взаимодействия человека и светоносных шаров. С точки зрения ортодоксальной науки все объяснить было бы гораздо проще, если бы подобные наблюдения оставались в далеком прошлом, мол, мало ли какие суеверия были у наших необразованных предков. Вот и выдумывали они сказки о нечистой силе, считая души покойников огненными шарами...

Однако списать все на легенды не получается. Подобные феномены наблюдают и современные жители окрестных сел. И тот факт, что явление сохраняется, заставляет предположить, что процесс образования таких аномалий имеет преимущественно земное происхождение. Возможно, причина их появления в тектонических процессах, сопровождающихся активным выделением энергии. Не случайно территория Самарской Луки считается зоной высокой концентрации аномальных явлений различного происхождения. Это и жигулевские миражи, вызывающие легкий шок и заставляющие предполагать, что наш мир более чем трехмерный.

Когда человек попадает в место расположения подобной пространственно-временной аномалии, он как бы выпадает из привычного хода времени. По часам прошла пара минут, а спутники ищут его уже в течение нескольких часов. Загадка. И таких примеров в наших донельзя обжитых краях немало: «кошачьи лапки» — группы светящихся точек над Жигулями, «кошачьи ушки» — конусовидные столпы света, бьющие из земли, туманные образования в Каменной чаше (белые плотные облачка), нарушающие законы физики. Плазмоиды — светящиеся шаровые образования, похожие на шаровые молнии, но гораздо большие по размеру. Так что сказки и легенды Жигулей — это не просто фольклор, народное творчество любой территории, это некий пласт знаний о необычных явлениях.


КУЛЬТУРА — ЭТО КОРНЕВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА


Ни один город мира не может развиваться только на собственной городской почве. Корневая система экономического, культурного, социального развития требует живительных сил, накопленных определенной территорией. Самарская Лука — особое фольклорное пространство, одна из жемчужин российских регионов. Миллионы лет назад на обширной равнине земля вздыбилась Жигулевскими горами. У путешествующих по Волге эти места оставляли в памяти яркие впечатления. А волжский мир, сформированный по принципу кровного родства, оказался многолик и самобытен. Более того, он обогатил язык общения диалектами: айда — пойдем, бахилы — рыбачьи сапоги (Бахилова Поляна), подловка — чердак. Мастерство сказителей способствовало взаимопроникновению культур. По мнению самаролукцев, сказки лучше не читать, а слушать. Жаль, что в современных селах истинных сказителей осталось немного. Но услышать предания старины глубокой успел Юрий Константинович Рощевский и поделился с нами, а мы, как водится, рассказали эти сказки вам. Передавайте дальше.

Елена Славина.

ufolog.ru



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.