Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Играющие тени

 

Авсень


Авсень

«Авсень - древнейшее божество восточнославянской
мифологии, связанное с началом весеннего
солнечного цикла и плодородием. Иногда в народных
песнях представляется антропоморфным. Главный
атрибут Авсеня - кони. (5).»


Современный словарь мифологам древних славян указывает: «В большинстве известных колядных песен имя Авсень и его варианты употребляются преимущественно как восклицания-междометия, уже лишенные своего первоначального смысла». (6).

Данное обстоятельство явно указывает на весьма почтенный возраст верований в это божество. Считается, что наиболее древнее имя божества - Усень. Предполагается, что имя божества образовалось как вариация названия одного из времен года - осени; позднее Усень трансформировался в Оусинь, Овсень или Овсей. Некоторые современные исследователи пытаются связать имя Avsen с шумеро-акадским Avsu - стихийной первоосновой бытия, первичным океаном вод.

Сегодня известны несколько различных вариаций имени Усень, образованных с прибавлением к основе Усень различных восклицательных элементов (та, ба, гой): Таусень, Баусень, Говсень. Данное обстоятельство также указывает на весьма большую древность формирования представлений об этом божестве или герое древнего мира.

Сохранившиеся литературные свидетельства показывают, что в конце XI века имя Усень было хорошо известно на Руси, но его функциональная значимость уже начала забываться.

К настоящему времени сохранились только отдельные, практически не связанные фрагменты представлений об Авсене-Усене:

Бог (Усень) зажег большой огонь На камне среди моря. Он греет сеть, греет лодку, Греет также и гребца. Наложим дрова на воз, Повезем их Усеню, Чтобы он разложил Большой Огонь, Чтобы он согрел мир...

Сегодня прямых указаний на то, кем был Усень для древних славян, не сохранилось.

В зафиксированных верованиях этот бог почти всегда упоминается только в связи с другими богами. Например, Овсень - колесничий, управляющий конями колесницы, в которой по небу несется его младший брат Коляда. Иногда он даже выступает воплощением волшебного коня Даждь-бога либо его ездовой птицы Гамаюн.

Возможно, данное обстоятельство - следствие религиозный борьбы?

В XIX веке этнограф А.С.Фаминцин в своей книге «Божества древних славян» приводит грамоту царя Алексея Михайловича, датированную 1649 годом и направленную против «сборищ бесовских» в Москве, где «кликали» люди Коляду и Усеня-заступника. (7).

В памяти народа сохранился некий календарь Авсеня-Усеня:

25 декабря - «Карачун», праздник в честь Овсеня.

1 марта - праздник Авсеня как весеннего восходящего Солнца-Коня.

20/21 марта - празднование Усеня как зари Эос 23 апреля - «Огни Купавы», праздник Усеня как Солнечного бога, убивающего змея.

7 июня - Таусень как Водитель духов.

20 декабря - Овсень большой, начало праздника Коляды.

21 декабря - праздник в честь Авсеня и лунной богини Урсулы.

В календаре указывается, что последний месяц осени некогда носил название Овсень и был посвящен сказочному существу китоврасу. (Китоврас в древнерусских книжных легендах - кентавр) (8).

Также сохранились некоторые представления о ритуалах, проводившихся в Усинев день. Например, в этот день рекомендовалась жертвенная трапеза из вареных яиц и пирога со свининой; выпекание особого Авсеневого печенья, приготовлявшегося в форме свиньи, на меду, и троекратное возлияние пива в огонь.

В начале девяностых годов XX века самарский краевед В.И. Степанов большое внимание уделил содержанию так называемой «Золотой книгой Коляды», являющейся довольно объемным трудом неясного происхождения. В ней рассказывается о том, как родились древние славянские боги Майя Златогорка и Даждьбог; о том, как они встретились и поженились, как приехали в горы Сарачинские на реку Смородину, где и возвели нерукотворный дворец - «Светлый Ирий». (Данную книгу обнаружил в середине XIX века краевед-этнограф Стефан Веркович. В книге описывается легендарная история славян, но современной официальной наукой она объявлена подделкой.)

Анализ совокупности текстов (упоминающих Авсеня), проведенный В.И. Степановым, позволил ему выдвинуть предположение, что в «Золотой книге» описывается приезд древних богов на реку Волгу (река Смородина) в Жигулевские горы (горы Сарачинские), а их нерукотворный дворец впоследствии в народных сказаниях «трансформировался» в обитель княжны Волги. (9).

В данной книге есть много чего интересного. Описаны войны древних богов, рождение Коляды (главного действующего лица второй части), появление на Земле звездной книги Вселенской мудрости. Упоминается там и Овсень. В Ирии Златогорка родила Овсеня (Авсеня) и Коляду. «Послала Златогорка Овсеня мосты мостить троим ездить: «Даждьбогу-батюшке, Коляде и богу Крышне. Овсень-Таусень пошел по дорожке. Пошел по дорожке, нашел топорочек. Не мал, не велик, И срубил сосну, настелил мостик, чтобы проехали три Вышня...» (10).

В народных сказаниях сохранилась память об особом авсеневом ритуале «открывания путей», хотя его детали и практическая целенаправленность утрачены.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] > 24 < [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Содержание :
1. Играющие тени
2. Сведения об авторах
3. От авторов
4. Вступление
5. Глава I. Мировые легенды о необычном. «Информационные звери», или «Как рождаются сенса
6. Литература
7. Кризис
8. + + +
9. + + +
10. Литература
11. Миф о вмешательстве
12. Следы и сигналы
13. «Сигналы» острова О
14. Реальность современной науки
15. + + +
16. Следы иного. Нан-Мадол.
17. База на острове
18. Литература
19. Космический след
20. Легенда о Фаэтоне
21. Битва за Марс
22. Литература
23. Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян
24. Авсень
25. Поиск
26. Путь к камню
27. Аналоги камня Аусина
28. Видение у камня Авсеня. О.В. Ратник
29. Кругловушка
30. Литература
31. По следам необычного. В погоне за НЛО.
32. Литература
33. Тайна дома О'Рук
34. Дом Голубого призрака, или как рождаются современные мифы
35. Литература
36. Из рассказов «Боцман
37. Пурпурный трон Византии
38. Городские истории о необычном. Музейные истории.
39. + + +
40. + + +
41. + + +
42. + + +
43. Дорога мёртвы
44. Смещение во времени
45. Смещение в мирах
46. Неузнанная улица
47. Сухие грозы
48. Глава III. В поисках необычного. Забытые имена.
49. Легенда о Черной Диадеме
50. + + +
51. Размышления о Черной диадеме
52. Литература
53. Таинственная миссия Ибн-Баттуты
54. Литература
55. Особая миссия профессора Иванова на Волге
56. Ритуал
57. + + +
58. Война за Северные архипелаги
59. Зазывание
60. Литература
61. Леи
62. Литература
63. Словарь терминов
64. Рекомендуемая литература к книге

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.