Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Играющие тени

 

Из рассказов «Боцмана»


Из рассказов «Боцмана»

«За дюнами открывалась небольшая мелководная бухта,
и субмарина возвышалась над водой в сотне метров от
берега. Собственно, она овеем не была похожа на
субмарину и тем более на белую. Было видно, что лодка
заброшена, что стоит она здесь уже несколько лет и
что ее засосало в песок. Её длинный корпус и обе
надстройки покрывали ржавые пятна, в обшивке зияли
черные дыры с закопченныти краями, артиллерийским
площадка была свернута на бок и пушки смотрели в воду.»
Братья Стругацкие,
«Обитаемый остров».


Помню, когда еще учился в техникуме (середина 80-х), нас всей группой загнали на юго-восток области, зерно помогать убирать.

Место унылое. Степь да холмы Ветра постоянно дуют, пыль несут. После зерна весь грязный, как черт, таким и спать ложись. Воды практически нет. Привозная. А уж чтоб искупаться и думать нечего.

Мы тогда по молодости все к местным приставали:

- Как собственно вы тут живете? Воду, наверное, только в бочках и видите?

Они обычно отмалчивались или отшучивались. И вдруг однажды, по пьяному делу, тракторист дядя Коля и заявляет:

- Вот вы все река, река. А, знаете, ведь у нас тут море есть... Сказал, а потом почему-то сразу и замолчал. Как будто случайно сболтнул, что-то не то, лишнее. И другие мужики странно на него так смотрят.

Нам конечно интересно стало. Пристали с расспросами: «Что за море? Откуда оно здесь?» Одним словом - насели.

Не сразу, но узнали. Есть тут у них одно место. Его-то морем и называют. Старики говорили, там перед войной военные работали. Плотину строить собирались, в степи море рукотворное организовывать. Строили, строили, все вокруг колючкой оплели, до сих пор шины рвем, а потом гам люди пропали и стройку забросили. Сейчас там пароход один стоит, давно стоит, ржавый весь уже. Как туда попал, не знаем, Его давно бы для хозяйственных нужд разобрали, да только брать там ничего нельзя. Да и само место то плохое. Ходить туда не нужно. Почему? Не нужно вот и все...

Конечно, тогда эта история нас очень заинтересовала. Пароход в степи - это что особенное.

Вот только подробностей каких добиться нам не удалось. Даже говорливый дядя Коля молчал.

Но однажды в деревню не завезли горючку, и все работы практически встали. В сельпо был портвейн, вот мы и «подкатились» к трактористам.

Мы презентовали дяде Коле пару или тройку бутылок портвейна, и под напором столь весомых аргументов, он согласился отвезти нас на море.

Правда, при этом предупредил, чтоб мы лишнего не болтали и сапоги одели. А то там лужи, а в них стекла да старые ржавые железяки валяются.

Дядя Коля где-то раздобыл грузовик, и мы отправились на экскурсию.

Ехать пришлось довольно долго. И многие не раз пожалели, что напросились в эту поездку.

Сначала машина ехала вдоль полей колосящейся пшеницы, потом пошла непаханая степь. Унылый плоский пейзаж то там, то здесь разнообразили лишь редкие глиняные кучи да невысокие земляные холмы. Постепенно их становилось все больше и больше, да и в размерах они заметно подрастали, группируясь в какие-то почти правильные полосы, убегавшие к горизонту.

- Все приехали, - сообщил дядя Коля, останавливая машину. - Дальше пешком надо, там земля плохая, буксовать будем.

Мы повыпрыгивали из кузова грузовика и направились к холмам.

Земля под ногами действительно была какая-то неправильная. По ощущениям - это будто шагаешь по пеплу давно погасшего костра, только костра очень и очень большого. Одним словом, крайне неприятно. А уж подниматься вверх...

Хоть и уклон был вроде бы совсем небольшой, а такое ощущение, что здесь к пеплу кто-то взял да и подмешал такую мелкую мыльную крошку, идешь и скользишь.

Небо впереди голубое, широкое. Действительно такое ощущение, что вот поднимешься на гребень, и там впереди море. Даже вроде бы и шум прибоя слышен.

Поднялись. Конечно, моря нет. Впереди вроде бы как равнина, на ней - глиняные кучи да холмы, только для разнообразия между ними какие-то протяженные лужи. Воды в них похоже - в палец глубиной. И почему они при такой жаре давным-давно не пересохли - совершенно непонятно. Все это дымкой затянуто.

Там впереди в этих лужах и этой дымке пароход и стоял.

Он стоял практически совершенно целый, метров сорок, а может, и того больше в длину, чуть наклонившись на нос и правый борт. Большой двухпалубный красавец.

Вернее, двухпалубным он был, если на него с носа смотреть. А если с кормы, то от кожуха гребного колеса почти до кормы нижняя палуба являлась как бы продолжением корпуса, украшенного прямоугольными окнами, в которых отражался солнечный свет.

При виде корабля дядя Коля отчего-то заметно помрачнел, словно как-то надеялся, что здесь его не будет. А он все-таки тут.

- Ну, если хотите, идите, смотрите, только долго там не задерживайтесь, я здесь посижу, машину покараулю. Делать мне там нечего.

Спустились вниз. Залезли в лужу. Мелкая. Грязная. Вода какая-то маслянистая. Одно хорошо - противного запаха нет...



А. Миняв, О. Ратник на старом пароходе. 2001 г.

Вблизи пароход впечатлял еще больше. Да, страшно ржавый, но на удивление практически целый. Цела деревянная окантовка, огибающая корпус и как бы продлевающая нижнюю палубу. Здесь даже сохранились толстенные распорные брусья, штук восемь по каждому борту, три в носовой части, до кожуха гребного колеса, и пять в кормовой. Они соединяли край окантовки и верхнюю палубу. Наверху видно «стеклянный фонарь» - капитанская рубка и труба высокая, здоровенная. К корме ближе видно еще две трубы, наверное их потом для пищеблока приделали.

Идем дальше. На месте было гребное колесо, поверху закрытое округлым листовым кожухом. Корпус цел. Все круглые иллюминаторы над ватерлинией на месте, только стекло замутнело.

Обошли вокруг, шлепая по луже. Благо мелко, а в кирзовых сапогах совсем не страшно.

Интересно, как местные туда забирались? Или что, они туда совсем не лазят?

Дошли до кормы. Сзади выступают рули. Две штуки. Здоровые такие, как бы лесенкой сделаны. Вот по ним на палубу и поднялись. Правда, при этом в ржавчине все перемазались.

На палубе спасательных шлюпок нет. Хотя какие-то механизмы сохранились. Большой квадратный люк на корме, ведущий по нашему предположению в трюм или, что, наверное, более правильно, к рулевому механизму, открыть не смогли - приржавел намертво. (А может, он просто изнутри был задраен).

По правому и левому борту лестницы сохранились, ведущие на верхнюю палубу. Между ними (вход в центральную часть. Дверей нет.

Что нас особенно поразило на этом пароходе, это то обстоятельство, что большинство дверей на нем напрочь отсутствовали. Как будто какой-то неистовый вандал специально горел злобой именно на двери.

Прошлись по коридору. Темно. Пыльно. И пусто. Заглянули в каюты. Тоже темно. Стекла грязные света почти не пропускают. А фонариков с собой у нас пара штук, и те слабые.

Вышли назад на корму. Поднялись вверх на прогулочную палубу.

И тут нас «накрыло». Не то что-то с этим кораблем. Солнце вроде высоко стоит. Светло, хоть и дымка. А тени какие-то странные, непонятным узором пересекаются. Вроде бы мы все на палубу вышли, а внутри шаги раздаются, тяжелые такие шаги, грузные. (Анализируя творчество братьев Стругацких, Андрей Буровский в статье «Загадки Хакасии» отметил; *«Многие сюжеты сибирских мифов были прекрасно известны Стругацким и широко использовались в их творчестве... Другое дело, что сами Стругацкие об этом не упомянули ни полсловом».* К этому нужно добавить, что вероятно писатели вообще хорошо знали многие рассказы о необычном, существовавшие тогда в СССР. Вот и здесь ребята отмечают необычные тени. А у Стругацких, помните, их повесть «Пикник на обочине»:

«Не нравится мне эта покрышка. Тень от нее какая-то ненормальная. Солнце нам в спину, а тень к нам протянулась. Ну, да ладно, до нее далеко... Ребята про тени что-то рассказывали, диковинное что-то, но безопасное... С тенями здесь это бывает...».)


Накатило, так накатило, и не отпускает, даже наверх в капитанскую рубку не полезли. Ну ее. И на нос не пошли. Быстренько на корму вернулись, спустились, да обратно к машине.

Дядя Коля уже в кабине сидит, в руль вцепился да нервный стресс портвейном снимает.

Нас увидел, почему-то сильно обрадовался...

Обратно доехали без приключении. Потом, правда, целую неделю ерунда всякая снилась. А что точно, не помню. Больше к пароходу этому мы не ездили, знаешь - не хотелось что-то. И даже про него между собой особо не разговаривали.

Собранный краеведческий материал позволяет утверждать, что в начале 30-х годов XX столетия в Поволжье активно велись работы по созданию искусственных водохранилищ и мелиорации земель. Данный проект во многом осуществлялся силами ведомства НКВД и работы иногда шли с применением довольно экзотических технологий. (Осуществляемые в 70-х годах проекты мелиорации «Родник» и «Глобус» велись с использованием направленных атомных взрывов.)

Вполне возможно, что в данном рассказе речь как раз и идет об одном из таких заброшенных ныне районов, где велись подобные работы.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] > 36 < [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Содержание :
1. Играющие тени
2. Сведения об авторах
3. От авторов
4. Вступление
5. Глава I. Мировые легенды о необычном. «Информационные звери», или «Как рождаются сенса
6. Литература
7. Кризис
8. + + +
9. + + +
10. Литература
11. Миф о вмешательстве
12. Следы и сигналы
13. «Сигналы» острова О
14. Реальность современной науки
15. + + +
16. Следы иного. Нан-Мадол.
17. База на острове
18. Литература
19. Космический след
20. Легенда о Фаэтоне
21. Битва за Марс
22. Литература
23. Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян
24. Авсень
25. Поиск
26. Путь к камню
27. Аналоги камня Аусина
28. Видение у камня Авсеня. О.В. Ратник
29. Кругловушка
30. Литература
31. По следам необычного. В погоне за НЛО.
32. Литература
33. Тайна дома О'Рук
34. Дом Голубого призрака, или как рождаются современные мифы
35. Литература
36. Из рассказов «Боцман
37. Пурпурный трон Византии
38. Городские истории о необычном. Музейные истории.
39. + + +
40. + + +
41. + + +
42. + + +
43. Дорога мёртвы
44. Смещение во времени
45. Смещение в мирах
46. Неузнанная улица
47. Сухие грозы
48. Глава III. В поисках необычного. Забытые имена.
49. Легенда о Черной Диадеме
50. + + +
51. Размышления о Черной диадеме
52. Литература
53. Таинственная миссия Ибн-Баттуты
54. Литература
55. Особая миссия профессора Иванова на Волге
56. Ритуал
57. + + +
58. Война за Северные архипелаги
59. Зазывание
60. Литература
61. Леи
62. Литература
63. Словарь терминов
64. Рекомендуемая литература к книге

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.