Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Играющие тени

 

Городские истории о необычном. Музейные истории.


[center]Городские истории о необычном
Музейные истории[[/center]/b]
«Вот так он сидел передо мной на столе...
Я как раз примерялся врезать ему по сопатке,
не вставая и вдруг его нет! Это я, отцы,
сейчас отошел немножко, а тогда сижу в кресле,
глаза закрыл, вспоминаю его слова, а у самого
все внутри дрожит мелкой дрожью, как поросячий
хвост... Думал, прямо тут же и помру... Никогда
со мной такого не бывало. Добрался кое-как до
тещиной комнаты, хватил валерьянки - не помогает.
Смотрю у нее бром стоит. Я брому хватил...»
Братья Стругацкие,
«За миллиард лет до конца света».


История произошла в городе Куйбышеве в конце 70-х годов XX столетия. В это время рассказчик (биолог по образованию) по служебной необходимости довольно часто посещал Областной краеведческий музей.

Во время одного из таких визитов его внимание чем-то привлек один из посетителей. Внешне это был совершенно не выразительный мужчина, примерно средних лет, одетый совершенно обычно, по моде того времен. Так же вполне естественно данный посетитель стоял и рассматривал витрину с геологическими образцами.

Впоследствии рассказчик и сам не мог толком растолковать, чем же собственно этот человек привлек к себе его внимание. Но чем-то привлек.

Почему-то отметив визитера, биолог прошел в соседний зал и там довольно долгое время занимался своими делами. Закончив работу и направляясь к выходу, он увидел: странный посетитель еще не ушёл, а продолжает стоять все на том же месте, у той же самой витрины и, вроде бы, даже положения тела не переменил.

Пораженный таким столь необычным вниманием к довольно стандартным музейным экспонатам, биолог даже решил подойти и познакомиться со столь увлеченным человеком. И в этот момент странный посетитель словно уловил интерес к своей персоне, чуть обернулся и...

Хотя произошедшее и произвело крайне гнетущее впечатление, да и времени прошло довольно много, все последовавшее рассказчик помнит очень хорошо. И нужно признаться, что воспоминания довольно сильно гнетут его.

Странный посетитель улыбнулся краешком глаза и шагнул от витрины прямо в стену. Все произошло практически мгновенно. Вот он у витрины, рассматривает экспонаты. И вот его уже нет.

Некоторое время биолог находимся словно в оцепенении. Затем зачем-то подошел к стене и попытался ее поцарапать. Стена была прочная и холодная, без малейшего намека на тайный лаз или ход. Каких-либо следов прошедшего через нее мгновение назад человека не обнаруживалось. Любопытно отметить, что на момент случившегося в этом зале рассказчик был один и, следовательно, другие свидетели отсутствовали.

Потом долгие годы биолог пытался найти объяснение увиденному, но так и не смог.

Время тогда было «строго научное», подобные вещи не обсуждали и не писали о них.

Любопытно отметитъ, что первое услышанное нами свидетельство «странных проходов» в Самаре относилось именно к зданию Областного музея. В те годы он располагался в Католическом соборе, хотя само по себе здание любого российского музея, по вполне правильному утверждению профессора A.M. Буровского, является чем-то крайне уникальным. Стоит ли удивляться, что именно с музеем связаны еще две истории наводящие на мысль о существовании некой тайной деятельности неизвестных.

Так, например, В.И. Степанов рассказывал, как, находясь в командировке в городе Свердловске, частенько посещал местные уральские музеи. При осмотре экспозиции в одном из них его внимание привлек один из экспонатов - большой малахитовый шар. Это был далеко не обычный предмет. И чем дольше Степанов находился рядом с ним, тем более странные ощущения охватывали его. Через несколько лет Владимир Ильич вновь попал в Свердловск и опять пришел в музей. Там все осталось без изменений. Но так хорошо запомнившийся шар куда-то исчез. Попытки выяснить судьбу весьма приметного экспоната у обслуживающего персонала музея, узнать его новое местонахождение привели к удивительным результатам. Сотрудники музея не понимали (или талантливо делают вид, что не понимали), о чем собственно идет речь. Такого экспоната, как большой малахитовый шар, никогда не было в их музее. Но Степанов его прекрасно помнит, и помнит именно в этом музее. Он настаивает... Его настойчивость сначала вызывает удивление, потом негативную реакцию, расспросы приходится прекратить, и пока дело не завершилось скандалом, уйти из музея.

Здесь необходимо отметить, что в случившемся Степанов никогда не сомневался и, пытаясь объяснить произошедшее, выдвинул несколько предположений. Возможно, экспонат продали кому-то сами служители музея. И они были кровно заинтересованы, чтобы все забыли о его существовании, поэтому и отрицали все. Другая версия, что они и сами не подозревали о нем.

Это тем более вероятно, что аналогичная история известна нам из другого источника. Так, в конце 80-х годов XX столетия один из куйбышевских краеведов при осмотре исторической экспозиции Областного краеведческого музея заинтересовался выставленным в большой витрине огромным каменным диском, украшенным символом огненной свастики и набором непонятных иероглифов, нанесенных по периметру диска. Предмет явно уникален. В краеведческой литературе не описан - большая удача. Охваченный научным азартом, краевед уже через несколько дней возвратился в этот корпус музея с фотоаппаратом и разрешением на съемку, благо соответствующие знакомства у него были. Но вернувшись, он долго не мог объяснить заведующей отдела, что собственно нужно сфотографировать. Отчаявшись, он хотел показать на месте. Вместе с заведующей они пришли в нужный зал и «О ужас!». Там он воочию убедился в отсутствии диска и в полной перемене экспозиции. Исчезла большая витрина, где был выставлен диск, а на ее месте раздельно стояли две маленьких. Возмущенные сотрудники музея утверждали, что у них все на месте, и вот уже несколько лет экспозиция не менялась. Краевед не знал, что ему делать. Он попал в какую-то совершенно странную ситуацию. Чтобы хоть как-то оправдаться, он принялся внимательно изучать малые витрины. И на нижней полке одной из них обнаружил небольшую копию того диска, что привлек его внимание в прошлый раз. Неужели он так ошибся? Но делать было нечего, я этим маленьким диском ему пришлось удовлетвориться, сделав несколько фотоснимков. Ведь заказ на фотосъемку уже сделали и оплатили.

Как мы видим, в куйбышевском музее нашему краеведу повезло не больше, чем Степанову в Свердловске. Впрочем, статью он тогда так и не написал, фотографии не понадобились, а негативы потом передал нам.

Так что же это все-таки были за экспонаты?

Психоанализ советует: «То, что нужно спрятать - положи на самое видное место». Трудно придумать что-либо лучшее, чем укрывать «артефакты», выставляя их на всеобщее обозрение в музеях. Ведь это место массового посещения, как нельзя лучше обеспечивающее легкий доступ к подобным предметам как «обученных пользователей», так и только «приобщаемых», Здесь же они могут служить маяком - своеобразным указателем для ищущих.

В силу большой привычности музеев, общего равнодушия населения и малого любопытства к привычному месту - здесь для артефактов требуется лишь незначительная психическая защита («человек не видит того, чего видеть не должен или не хочет») и защита от дурака, попавшего сюда случайно, обеспечиваемая служителями музея.

В данной связи интересна история такого музейного предмета, как чаша Капалы. Хотя авторам крайне сложно судить, находится ли она в ряду вышеизложенного.

Чаша Капалы была обнаружена совершенно случайно в 1987 году на глубине в 1,5 метра во время проведения земляных работ на углу улиц Ставропольской и проспекта Кирова. После довольно запутанной истории ее исследования установили, что нашли предмет, являющийся важным атрибутом буддийского культа. Это особая ритуальная чаша, выполненная особым образом из черепа святого человека, достигшего просветления. После проведения всех исследований и выполнения различных формальностей уникальный предмет в 2000 году выставили в доме Курлиной, филиале музея П.В. Алабина, расположенном на улице Красноармейской. (Подробности обнаружения чаши Капалы изложены в публикациях газеты «Ведомости», N27, 2000 г. и газеты «Комсомольская правда - Самара», 17.09.2000.)

В доме Курлиной И. Павлович имел возможность лично ознакомиться с этой находкой. Но уже в 2004 году, при попытке уточнить некоторые детали, связанные с дальнейшим исследованием чаши, возникли большие сложности. Оказалось, что данный предмет исключили из экспозиции, доступной всеобщему обозрению, и все попытки установить его настоящее местонахождение закончились неудачей.

История чаши Капалы, как музейного экспоната, весьма противоречива и полна неясностей. Впрочем, в настоящий момент авторы не берутся утверждать, что данный предмет находится в одном ряду с уральским шаром или куйбышевским диском.

Весьма интересным представляется вопрос, что собственно изучал неизвестный, зафиксированный биологом, и почему он столь демонстративно ушел в стену?

Необходимо отметить, что в личном архиве авторов данной книги имеются похожие свидетельства примерного того же времени. Вот выдержка из одного из писем, датируемом началом 80-х. Пусть читатели прочтут и сами сделают выводы:

«Одним из самых ярких в этом отношении мест (в институте), конечно, является читальный зал... Во-первых - сад. Из огромных окон зала виден безграничный сад из диких деревьев. Точнее, это скорее кусочек истинного, не тронутого рукой человека леса, перенесенного прямо под окна. Даже в самую ветреную в городе погоду он остается таким неподвижным и безмолвным, как будто погружен в воду и нет ему дела до бурь, разыгрывающихся на поверхности. Только не надо думать, что это статическое изображение. Времена года в лесу сменяются так же исправно, как и снаружи, и я сам видел, как облетали листья у деревьев осенью. Но самое интересное и странное, что такого леса нет. Как-то раз я обошел здание института кругом. Но, кроме каменного заборчика и чахленьких деревьев за ним, я ничего не нашел. Впрочем, как не сумел установить и точное расположение зала (снаружи института).

Другой достопримечательностью места является то, что здесь можно ходить через стену. Точнее, это единственное место, где я это наблюдал, причем несколько раз. Случайно сидел так, что видел вход. И однажды, посмотрев на дверь, увидел, как из стены рядом с ней вышел «студент», как будто стена не из камня, а из непрозрачного газа.

У меня сложилось ощущение, как будто через меня пропустили ток. Я видел этот феномен еще несколько раз. Остальные то ли не замечали, то ли не придавали увиденному значения. Может, это от погоды зависит, а может, я уже сам «прохожу через стену», и то, что подобное делают другие, для меня настолько привычно, что я и не замечаю этого?» (В литературе подобное свидетельство хождения через стенку приведены исследователем Приймой А.К. «Неведомые миры», М . Сантакс-Пресс. 1996.)

В Самаре странные истории о хождении через стену устойчиво привязываются к вполне конкретному зданию (ул. Братьев Коростелевых, 223) - старой мебельной фабрике, Это место интересно еще и тем, что на него проецируется и ряд других историй о необычном.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] > 38 < [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Содержание :
1. Играющие тени
2. Сведения об авторах
3. От авторов
4. Вступление
5. Глава I. Мировые легенды о необычном. «Информационные звери», или «Как рождаются сенса
6. Литература
7. Кризис
8. + + +
9. + + +
10. Литература
11. Миф о вмешательстве
12. Следы и сигналы
13. «Сигналы» острова О
14. Реальность современной науки
15. + + +
16. Следы иного. Нан-Мадол.
17. База на острове
18. Литература
19. Космический след
20. Легенда о Фаэтоне
21. Битва за Марс
22. Литература
23. Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян
24. Авсень
25. Поиск
26. Путь к камню
27. Аналоги камня Аусина
28. Видение у камня Авсеня. О.В. Ратник
29. Кругловушка
30. Литература
31. По следам необычного. В погоне за НЛО.
32. Литература
33. Тайна дома О'Рук
34. Дом Голубого призрака, или как рождаются современные мифы
35. Литература
36. Из рассказов «Боцман
37. Пурпурный трон Византии
38. Городские истории о необычном. Музейные истории.
39. + + +
40. + + +
41. + + +
42. + + +
43. Дорога мёртвы
44. Смещение во времени
45. Смещение в мирах
46. Неузнанная улица
47. Сухие грозы
48. Глава III. В поисках необычного. Забытые имена.
49. Легенда о Черной Диадеме
50. + + +
51. Размышления о Черной диадеме
52. Литература
53. Таинственная миссия Ибн-Баттуты
54. Литература
55. Особая миссия профессора Иванова на Волге
56. Ритуал
57. + + +
58. Война за Северные архипелаги
59. Зазывание
60. Литература
61. Леи
62. Литература
63. Словарь терминов
64. Рекомендуемая литература к книге

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.