Статьи > Карелия загадочная

Тайна «северных амазонок»

 
Предания об амазонках распространены по всему миру. Естественно, в разных странах они именуются по-разному. Но дошедшие до нас и, к счастью, записанные сказания – несомненный отголосок древнейшей эпохи, когда миром правили женщины.

В 1741-м году аббат Гюйон выпустил в свет в Брюсселе «Историю древних и современных амазонок», полную весьма любопытных сведений. Но, прежде всего, нам следует обратиться к легендам об амазонках, представленных в греческой мифологии.

Многие из нас, даже из курса истории средней школы, знают, что убеждение в существовании амазонок было распространено в Греции в самой отдаленной древности. Непобедимый Одиссей «встречался» с ними в одноименном произведении Гомера; отзвуки его можно найти в «Иллиаде» - в эпизоде любви между Ахиллом и царицей амазонок. Собственно, для многих из нас знакомство с амазонками на этом и заканчивается. Однако, все оказывается более интересным. Все древнегреческие легенды упоминают о воинственном народе женщин – «мужененавистниц» (другое толкование слова амазонки – «равные мужчинам»).

Древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках принадлежит историку Геродоту. Он упоминает, в частности, что «относительно браков соблюдается у амазонок следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж прежде чем не убьет хотя бы одного врага; некоторые доживают до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование».

В свою очередь, историк Гиппократ рассказывает об амазонках еще более удивительные истории: «Правой груди они не имеют, так как еще в младенчестве матери накладывают на эту грудь специально для этого сделанный медный инструмент в накаленном состоянии и прижигают, чтобы прекратить рост груди и чтобы вся сила перешла к правому плечу и правой руке».

В главе 53-й своей «Исторической библиотеки» великий историк античности Диодор Сицилийский рассказывает нам даже о том, как царица амазонок Мирина, собрав из женщин-воительниц сильную армию, смогла с ее помощью завоевать легендарную Атлантиду!

Как это не парадоксально, убеждение в существовании народа женщин упорно держалось в стародавние времена, охватывая все древние культуры. Чем глубже проникаем мы в события той отдаленной эпохи, тем к более удивительным выводам мы приходим: амазонки существовали не только в Греции, но и в Европе и даже на Русском Севере. Более того, во множестве европейских стран не найти фольклора, в котором не упоминалось бы о далеких временах, когда женщины играли доминирующую роль в магии и в религии.

Считалось, что они владели искусством иллюзии, умели вызывать бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть себя от глаз неприятеля. Они владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они умели пророчествовать. Нет ничего необычного в том, что эту роль могла выполнять женщина. Ведь женщина превосходит мужчину во многих областях: она дольше сопротивляется усталости, физическим страданиям, болезням, старению, не говоря уже о том, что благодаря своей психической конституции, она более искушена в вопросах магии.

Первое в европейской литературе упоминание об амазонках Европы принадлежит историку короля Карла Великого Павлу Дьякону. Рассказывая о Германии, он сообщает, что «и по сегодняшний день в глубинах Германии еще существует народ этих женщин». Если учесть, что эти строки были написаны около 800-го года н.э., то приходится признать, что эти удивительные создания жили и в христианскую эпоху.

Другой областью местопребывания амазонок в Европе оказывается древняя Чехия, о чем повествует в начале ХII-го века старейший чешский историк Козьма Пражский: «В ту пору, - рассказывает Козьма, - чешские девушки росли на свободе, владели оружием и выбирали своих предводительниц. Не их мужчины, а сами они когда и кого хотели брали себе в мужья. Смелость женщин дошла до того, что они соорудили недалеко от города Праги на скале неприступную крепость, которую назвали Девин». Другой историк добавляет даже, что «амазонки древней Чехии, чтобы обезопасить себя от захвата власти со стороны мужчин, выжигали мальчикам правый глаз и отрезали им большой палец на правой руке».

Дальше, еще интереснее. По широко распространенному представлению, местопребывание европейских амазонок обозначается на севере Европы, в частности, в районе Балтийского моря.

Первым автором, сообщившим об этих северных или балтийских амазонках был Ибрахим-ибн-Якуб. Его мемуар о славянских странах, датируемый 965-м годом указывает, что «в соседстве с руссами находится город женщин. Они владеют землями и рабами. Они беременеют от своих рабов и когда кто-либо из них родит сына, то убивает его. Они ездят верхом и сами ходят на войну, отличаясь смелостью и храбростью».

Знаменитый арабский географ и путешественник первой половины ХII-го века Аль-Идриси рассказывает, что в Северном океане существуют два острова, называемых «островами амазонок», а историк и географ Адам Бременский, описывая европейский север, указывает: «Около восточного берега Балтийского моря обитают амазонки, почему и земли эти называют «землей женщин». Они избегают общения с мужчинами; если те являются, то они храбро их прогоняют». А старинная хроника Норвегии повествует о диких, туманных берегах Белого моря, где находилась «земля девушек». Одна из старинных русских книг, так называемый Азбуквин, поясняет в частности: «Амазонки есть в Мурских странах». Исследователи данного текста предполагают, что «мурские» здесь означает «мурманские» и речь идет о Кольском полуострове.

Приведенные выше сообщения о северных амазонках неоднократно комментировались в исторической литературе. При этом часто повторялась высказанная догадка, что все эти известия имеют своим источником старинные представления народов страны квенов - древнейшего населения нынешней Финляндии и сопредельных районов, в том числе и части территории современной Карелии.

«История Норвегии» - латиноязычная хроника, охватывающая историю норвежских конунгов (правителей) с древнейших времен до 1115-го года. Автор ее неизвестен. Хроника сохранилась в единственной рукописи середины ХV-го века и стала доступна современному читателю, в том числе, благодаря изданной в Петрозаводске в 1990-м году книге «Письменные известия о карелах», авторским коллективом которой являлись С. Кочкуркина, А. Спиридонов и Т. Джаксон.

В данном издании впервые приводится свод древнескандинавских письменных источников по истории Карелии, в том числе и «История Норвегии». Особая ценность этих источников определяется тем, что в них имеется информация по истории нашего края до ХII-го века – времени, практически совершенно не освещенному в русских письменных памятниках.

«На северо-восток, - указывается в «Истории Норвегии», - простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные язычеству, кирьялы (древние корелы) и квены, рогатые финны (в данном случае, саамы) и те и другие бьярмоны (жители легендарной Биармии). Но мы не знаем точно, какие племена обитают за этими. Однако, когда некие моряки стремились проплыть от Ледяного острова (современная Исландия) к Норвегии и встречными бурями были отброшены в зимнюю область, где приблизились между вириденами (гренландцы) и бьярмонами, где, как свидетельствуют, обретались люди удивительной величины и была «страна дев», поскольку Квенланд (племя квенов) переводится как «Страна дев».

Данные сведения перекликаются с рассказами норвежца Оттара, изложенными в «Орозии короля Альфреда» конца IХ-го века, - этот на триста лет более ранний источник также упоминает квенов, финнов (терфиннов) и бьярмов. Однако, присутствие древних карел в этом регионе впервые фиксируется именно «Историей Норвегией». Согласно контексту, кирьялов уже до 1170-го года встречали где-то вблизи областей расселения квенов и финнов.

Казалось бы, что удивительного в легендах об амазонках? А удивительно здесь то, что мужские поступки совершает женщина. Но, что еще более удивительно, - ее современникам эти поступки не казались чем-то из ряда вон выходящими. Дело в том, что мужественность была чертой, общей для людей того времени – и мужчин, и женщин. Это были века силы, отваги и славных дел.

Между прочим, о мужестве русских женщин в языческую эпоху можно прочесть в византийских рукописях. Летописцы рассказывают, что во времена войны Святослава с греками, после одной жестокой битвы, когда греки стали раздевать убитых «скифов», то нашли немало женских трупов. Оказывается, эти женщины на равных сражались среди мужчин.

«Мужество и мудрость в том далеком от нас времени являлись не только положительными свойствами характера и ума, но и вещею силою, приближавшею человека к богам,- читаем в книге русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц».- Вообще, языческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках хранится врачевание, колдовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил».

С течением времени, исторические мнения о загадочных амазонках все более привлекают внимание специалистов. Возможно, изучение данного направления еще более обогатит наши представления о предистории народов, населявших северные территории Европы, в том числе и народов, проживавших на территории современной Карелии.



Карта расселения народов Северо-Запада.
Рисунок из книги «Письменные известия о Карелах»
 

Ахилл убивает правительницу амазонок Пенфесилию.
Рисунок на вазе (Греция)
 


Алексей ПОПОВ,
Петрозаводск
Об авторе



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.