
Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны
«Предание о благовестии святого апостола Андрея
даже во внутреннейших областях нашего Отечества
не заключает в себе ничего невероятного, и нет
основания отвергать его безусловно или принимать
за одну идею.»
Митрополит МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ), историк церкви.
даже во внутреннейших областях нашего Отечества
не заключает в себе ничего невероятного, и нет
основания отвергать его безусловно или принимать
за одну идею.»
Митрополит МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ), историк церкви.
Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.
Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»
Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, - в высшей степени вероятны.
В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.
Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.
Летописные НЛО
Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.
Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.
Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.
Валаамские чудотворцы
Многообразные чудеса связаны и с именами духовных потомков Андрея Первозванного – валаамскими чудотворцами. Удивительно, но несмотря ни на что нас не оставляют в своем попечительстве. История сохранила неисчислимое количество фактов, свидетельствующих о реальности Мира Высшего и о Его постоянной заботе о нас. Сколько истинно верующих и несущих в себе Силу и Заботу Духа Святого служили нам, претерпевая от нас и еще более от этого любивших нас. Они всегда рядом, просто мы вспоминаем о них в те редкие минуты отчаяния и слабости, когда уже помочь нам никто не в состоянии.
Именно Валаамский монастырь дал миру многих духовных подвижников, почитаемых современной церковью и причисленных к лику Святых. Там до сих пор почивают мощи первооснователей обители – преподобных отцов наших Сергия и Германа. Это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особой благодати Божией. Со дня обретения мощей святых Сергия и Германа благодать эта проявлялась в многоразличных чудотворениях. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящих от места, в котором почивают святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев. Из записи этих чудотворений, со слов достоверных повествователей составлена целая книга, хранящаяся на Валааме («Валаамский монастырь и его подвижники», СПб, 1889 г.). Вот некоторые примеры.
Спасение трех странников
Во время настоятельства отца игумена Ефима (1758-1782 гг.) обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Сие совершилось чудесным образом. Два прибрежных жителя Олонецкой губернии (что в Карелии) шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лед и разметал его по озеру. Бедняги трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами льдине.
Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели, и они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать пред Господом об их избавлении.
Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца-монаха, которые, успокоив их близким спасением, повелевая, в благодарность за это, по прибытию в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемою Смоленскою и находящуюся в монастырской чернорабочей избе. Удивленные странники вопросили иноков: «Кто вы и как попали на эту льдину?» «Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь». Погибавшие очнулись с радостными чувствами и укрепленными силами.
Спустя некоторое время, взорам их представился Валаамский монастырь. Восхвалив Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своем приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божьей Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Сергию и Герману благодарственный молебен.
Святая икона и доныне хранится на Валааме в Успенском Соборе и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.
Спасение от пожара
(письмо князя М.Н. Волконского, присланного им в Валаамскую часовню в СПб 11 мая 1887 года)
«Отец казначей!
Вчера, 10 мая, Вы служили по моей просьбе молебен святым угодникам преподобным Сергию и Герману о здравии семьи моей.
Молебен начался между часом и двумя пополудни. Господу было угодно, чтобы именно в это время, в этот самый час, когда я, недостойный, осмеливался прибегнуть к Нему с моею молитвою о житейском и земном – страшный пожар охватил ту местность, куда мы переехали незадолго на лето, и где я вчера оставил мою семью часа за полтора до пожара, отправляясь в часовню Валаамского монастыря. Переехали мы в Лесной, по Старопарголовскому проспекту. На этой улице и смежной с ней сгорело вчера около сорока домов. Пожар продолжался недолго, не более трех-четырех часов, так что когда я около шести часов пополудни вернулся домой, то уже дымилось и тлело только пожарище, и огонь потерял свою силу. Сгоревшие дома окружали тот дом, где помещалась моя семья. Дом этот деревянный находился в самой середине пожара, горело со всех сторон его. Какова была сила огня - можно судить уже по тому, что в такой краткий срок уничтожено пламенем столько строений.
От страшного жара загорелась мебель, вынесенная на улицу, и обратилась в пепел. Много дерев обратились в обугленные пни. Ветром пламя несло на нашу дачу, т.е. в дом, который мы занимаем. Жена моя, взяв на грудь крест с мощами, стала обходить дом. Крест – это святыня, перешедшая ко мне от предков. И по мере того, как святые мощи были несомы вокруг дома, пламя соседних домов поворачивало назад, поворачивало именно от того места, где были пронесены святые мощи.
Словом, семья моя и имущество были спасены только чудом. Никакого другого объяснения не только нельзя, но и невозможно привести. Чудесное спасение это совершилось в тот час, когда молитва о здравии спасенных возносилась Господу предстательством преподобных Сергия и Германа.Свидетельствую о том и благодарю Господа , Бога моего, что Он дал мне, грешному и недостойному, Свое благоизволение на это.
Прошу Вашего, Отец, благословения».
Загадочная фреска Дечанского православного монастыря

Апостол Андрей Первозванный

Валаамский монастырь

Комментарии :
Комментариев нет