Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Самарская Лука - десять лет погони за Мифом

 
«Что за скверный город? Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник
или просто забор – придут, черт их знает откудова и нанесут всякой дряни».
Н. В. Гоголь «Ревизор».


Десять лет в период с 1989 по 2000 год самарская группа исследователей краеведов вела сбор и, по возможности, проверку любых сообщений о Таинственном и Загадочном в Поволжье (изучение Мифологического пространства Поволжья). По данным на 1993 год все имеющиеся в нашем архиве сообщения о Таинственном можно было подразделить в следующем процентном соотношении: сообщения об НЛО - 40% (осенью 2000 г. НЛО заснят на видео); «Энергетические проявления» около 20% (весной 2000 г. на магнитофон записана загадочная радио - помеха); «Сложные Миражи» - 16%; «Сказочные существа» - 12%; «Прочее» - 12%.Все эти сообщения были территориально строго привязаны к конкретным районам (иногда природным или историческим «памятникам»). В Среднем Поволжье 108 объектов из них первично обследовано лишь 34.

Проводить данное исследование было непросто - письменных источников и документов крайне мало. Работа велась на основе многолетнего сбора старых краеведческих публикаций, поиска в архивах, анализе рассказов множества людей и материалов экспедиционных поездок. Некоторые результаты нашей работы были представлены в книге «Тайны Самарских Подземелий», которая, как мы надеемся, явилась первой в планируемой большой серии “Современные мифы Поволжья”.В книге нам удалось соединить мифологическую составляющую информации о Волжских и Жигулевских Подземельях, информацию по реальным объектам и данные полевых экспедиций.


Что говорят очевидцы?

Рассказы очевидцев о Необычном относились, в основном, к периоду 1972 - 1993 годам, когда Самарскую Луку посещало довольно много людей. Сегодня в эти места ездят немногие, ненадолго с целями крайне прагматичными - например, набрать ягод, грибов, наловить рыбы. Ходят эти люди по строго определенным маршрутам: сделал дело и скорее домой в город.

Современный миф Среднего Поволжья о Подземном Мире в значительной степени анонимен. Это означает, что наши информаторы в большинстве своем предпочитают сохранять анонимность. «Большая культура», в отличие от «мифо - субкультуры» склонна считать, практически всю информацию с большим «коэффициентом странности» несуществующей. Отсюда берут свое начало многочисленные «санкции» против «говорящих очевидцев» в лучшем случае в виде насмешек, подозрений в мистификациях и обмане.

Авторы не раз слышали нечто подобное: «Ладно вам я расскажу, но вообще что это такое я не знаю. И если вы про это говорить или писать будете, на меня не ссылайтесь».

Местные жители практически не фиксируют что-либо «необычное» в своем окружении (аберрация близости) и не проявляют к нему любопытства.

Очевидец, не желающий рисковать своей репутацией, либо вынужден молчать, либо ограничится обсуждением «происшедшего» в кругу своей семьи или с друзьями. Иногда с течением времени при определенных обстоятельствах - он может, сохраняя определенную степень анонимности попытаться найти заинтересованных слушателей специалистов. Но и при этом он будет рассказывать о своих впечатлениях, как умеет. Вот почему мы, стараясь дать максимальное количество ссылок, при этом старались сохранить и инкогнито наших информаторов!


Свидетельства исторические

По мере проведения предварительного сбора информации появилась необходимость ознакомиться с историческими свидетельствами. В идеале нам хотелось бы обнаружить, что- либо типа книги «Тысячелетняя летопись необычных явлений природы» (Е.П. Борисенков М. Мысль 1986), но для Поволжья. Скажем сразу, такого труда найти нам не удалось. Более того, выяснилось, что старых сказок и легенд мало. (Нет преемственности между народами, жившими здесь в древности и пришедшими сюда в 1586 - 1645 годах.)

Первые свидетельства - это случайные и разрозненные описания конца 16 начала 18 веков. Но и тут как оказалось самые старые карты и описания Поволжья - погибли в огне пожара Москвы 1627 года. (Уцелевшая карта венецианца Фра-Мавро 1459 года практически не изучена.)

(Существует «легенда», что еще в 1671 г. в район Жигулевских гор - была по царскому указу снаряжена специальная «изыскательская» экспедиция. Вел ее Фрол, брат недавно казненного в Москве Степана Разина. Что она искала и что нашла, куда потом делся Фрол - это и сегодня загадка.)

Следующее свидетельство - исследовании края в конце 18 начале 19 в.

Изыскания Татищева В.Н. (1688 - 1750) известны фрагментарно. Бумаги его предшественника И.И. Кирилова (1733) «Описание губерний и провинций» - «путаны и противоречивы». В этот временной отрезок нам удалось найти зафиксированный случай «пролета над Самарой большого огненного тела» (метеорита?) 26 января 1852 года. Но большая часть Самарских АРХИВОВ погибла в огне опустошительной череды пожаров 1700 - 1856 годов.

На рубеже 19 и 20 веков в этих местах «работали» такие известные ученые-мистики, как герцог Николай Лейхтенбергский (1866 - 1867), потомок древних Иерусалимских Королей и легендарной феи Мелюзины принц Михаил де Люзиньян (1874 - 1878), археолог-мистик Ф.Д. Нефедов (1887 - 1888). Последний был первым, кто производил здесь раскопки, о которых до нашего времени дошли лишь весьма отрывочные, но интригующие слухи. Потом здесь проводил изыскания Великий князь Георгий Александрович Романов (1891), представители рода Орловых - Давыдовых (обеспечивших почти на сто лет запрет на любые изыскания на Самарской Луке, почти на сто лет), князья Щербатовы и уже в тридцатых годах ХХ века, здесь занимался изысканиями и «организовывал» Заповедник Алексей де Ливрон, один из прямых потомков и наследников русской ветви старинного французского рода основателей Ордена Тамплиеров. Это яркие и колоритные фигуры. А сколько было в те годы безымянных изыскателей? И вероятно не случайно именно Среднее Поволжье в конце 19 века стало своеобразным местом «сбора» приверженцев практически всех основных тайных и апокрифических учений России: Белые Голуби, Хлысты, Бабушкино Согласие, Беседники, Староверы Рябиного Креста и т.д.

Детальное научное, но мало доступное изучение Среднего Поволжья и Самарской Луки, в том числе - подземных пустот, карста, пещер было произведено во время инженерно-геологических изысканий, связанных с проектированием и строительством Куйбышевской ГЭС им. Ленина ( в период с 1930 - по середину 60 годов) и сопутствовало поиску нефти.

Большинство этих отчетов либо мало интересны, либо трудно доступны. Иногда они сами формируют мифологическое пространство.

Так, существует легенда, что в начале 70 годов по заданию военного ведомства большую работу по учету и обследованию карстовых пустот, пещер, бесхозных естественных и искусственных подземных объектов провели спелеологи тур клуба «Жигули». Но доступ к этим отчетам закрыт до сих пор.


Что мы нашли.

Легенда о подземной Крепости в Жигулях.

Странствуя по Жигулевским лесам можно совсем неожиданно наткнуться на старый капонир или заросший вход в бетонный бункер. (Смотри фото...)
При входе в один из них еще можно различить полу стертую надпись: «Стой! Оставь личное оружие при Входе». Дальше ходы, залитые водой. Это один из элементов оборонительной системы. Там в глубине, если повезет можно обнаружить старые дизельные генераторы «Сталинец» или какие либо другие машины непонятного назначения. Существую описания технических коридоров обслуживания, где перемещаться можно лишь согнувшись. Там вдоль стен и по потолку проложено множество сегодня уже ржавых труб различного диаметра. Какие то разводки, вентили, лопнувшие плафоны осветительных фонарей, иногда даже прожекторные установки, высоковольтные изоляторы. Цистерны для хранения мазута и давно погасшие топки. Какие то распределительные коробки и системы управления из множества разнокалиберных рычагов... Но это все рассказы. Хотя стоит помнить, что даже в Самаре Бункер Сталина до 1991 года был так тщательно засекречен, что открытие там «Музея» стало настоящей сенсацией...А дальше темнота, тупик, вода или завал преграждающие дорогу.

По данным реестра 1999 г. (информация Самарская Вкладка газ. «АиФ» №14, 99 г.) в Самарской Области известна 51 пещера (общей протяженностью более двух тысяч метров), несколько систем штолен и различные другие подземные сооружения.

Но стоит помнить, что большинство подземных сооружений и легендарных пещер, согласно преданиям, ведущим к «тайнам» Подземного Мира, непроходимы - перекрыты завалами и глинисто каменистыми пробками. Их невозможно даже проследить, без применения специального снаряжения или значительного объема расчистных работ.


Мифогенераторы

Мифогенератор - материальный объект (природный или исторический памятник, артефакт) или событие, сказывающее устойчивое воздействие на формирование мировосприятия и поведенческий стереотип определенных групп населения, действующий как краткосрочно, так и на протяжении нескольких поколений. Таким несомненным мифогенератором на Самарской Луке и прилегающей территории, несомненно, является камень Аусина (яма Аусина), найден в октябре 1995 года, «Каменная Лошадь», ...

Камень Аусина - «ритуальная зернотерка» Сейда или говорящий камень Жигулевских легенд. (В иле, закрывающем дно ямы Аусина - предположительно затопленного древнего святилища, на видео камеру были запечатлены пять правильных прямоугольных вмятин - следы опор «летающей машины»?)

Аналогичны объекты «Каменная Лошадь» и Камень Йубейде - Тяуле.

«Каменная лошадь» - ритуальный объект, некогда служивший местному населению для вызывания дождя. Рядом находился даже «веточный веник», предназначенный для обмывания «лошади». Яркое свидетельство, что это место все еще посещаемо и используется в ритуальных целях...

После внимательного осмотра этого района один из экспертов нашей экспедиции спелеолог Дмитрий Федорович Китаев выдвинул предположение, что в этом месте сравнительно недавно мог бить Гейзер. Обкатанные камни, проточенные ложбинки, скругленные грани - все это несомненные свидетельства быстро текущей воды. Поскольку и «Каменная Лошадь» и «охраняющие» ее «Лягушки» располагались на господствующей возвышенности, куда вода самотеком подниматься явно не могла. Оставалось предположить, что этот мощный поток воды извергало давление подземных недр, образуя гейзер.

Еще дальше, среди скал нам удалось найти и зафиксировать еще более редкий мифогенный объект Камень Йубейде - Тяуле. Как и «Каменная Лошадь» этот так же культовый объект, но что крайне важно не человеческий....

Согласно местным поверьям - это культовое место неких древних существ «людей - филинов», другие называют их «меховыми обезьянами». «Упете» по-чувашски означает Обезьяна. Они хитрые и умные. Но в то же время это не «нечисть», не Патавка - бусь или его «дети», а вроде как просто «лесной народ». Известно, что они иногда собираются вокруг это «камня» и ВОДЯТ «ХОРОВОДЫ». Скала, у которой они появляются - она чем-то для них крайне важна и люди сюда не ходят, боятся.

Камень Йубейде - Тяуле, что это? Рукотворная скульптура или странная игра природы? Очень сомнительно, что бы простое выветривание могло придать камню столь отчетливые очертания. Но и в пользу «рукотворной» версии особых доказательств нет. Если и были какие-то явные следы инструментальной обработки камня, то ветер, влага, песок давно их стерли.

Хорошо бы провести в этих местах основательные раскопки... Для их дальнейшего изучения требуется специальное снаряжение.


Зона биологической защиты

Проанализировав всю совокупность доступных нам сообщений, мы можем предположить, что как явление Зона Биологической защиты проявила себя в период 1989 - 1992 год. Она фиксировалась большим числом сообщений, когда различные животные (чаще всего мелкие грызуны, птицы, чаще всего избегающие человека, а так же конечно насекомые) целенаправленно атаковали людей, пересекающих некую границу. Суслик мертвой хваткой вцепившийся в ногу. Ворона, бьющая в лицо. Все это не смертельно, но каждый раз поход, прерванный подобным образом, приходилось сворачивать.

Сюда же относится не типичное поведение собак, отказывающихся идти, через некий незримый рубеж. А при насильственном их перемещении через эту черту, набрасывающихся на хозяев. К феномену Биологической Зоны Защиты можно отнести и ощущения внезапной тяжести в голове, вялость, апатию, сонливость, приступы необъяснимого страха.

Не мотивированные драки, до поножовщины - между закадычными друзьями. Более слабым проявлением Биологической Защиты мы считаем такой эффект, когда на маршруте не делались фотографии или в последствии «закономерно» засвечивались пленки. Например, фотографы были уверены, что перемотали пленку в кассету и пора открывать затвор...


Пермская М-зона и Самарская Лука

Еще в начале 90 годов ХХ века нас поразил довольно загадочный феномен. Большой отряд Волжан, интересующихся проблемами Непознанного, отправился за сотни километров на Урал исследовать феномен Пермской М-Зоны. И в этом не было бы ничего странного, за исключением одной детали. Большинство этих «интересующихся» - были совершенно равнодушны к феноменам родного Среднего Поволжья.

Наше недоумение на этот счет лишь усилилось после возвращения первой группы. М-зона демонстрировала все тот же стандартный набор «Неизвестного», уже хорошо известный нам по Самарской Луке: светящиеся шары, диски, фосфоресцирующие лучи, примятую по эллипсу траву, перерубленные и обугленные деревья и т.д.

Главный источник информации обо всех этих феноменах и тут и там слухи, рассказы «очевидцев», случайные и малопонятные фотографии и конечно данные «Экстрасенсорной разведки»... Было и аналогичным восприятие «Неизвестного» - кто-то видел и ощущал все весьма четко, кто-то едва различал лишь некие «тени», а кто - то вообще ничего не видел.

(Последние их впечатления о Пермской М-зоне были - испоганенная и загаженная пойма реки, через каждые 50 м кострища, мусорные свалки, почва изрыта следами машин и тракторов...)

Наши М-зонщики видели и призвали эту схожесть, но странным образом они почему-то могли и хотели ехать «работать» в Пермь, но не могли этого делать у себя в Поволжье. С чем это было связано - установить нам так и не удалось.

И тут мы натолкнулись на еще одну любопытную страницу в мифологии Жигулей, важную для нашего исследования и, в какой то степени, объясняющую выше изложенный феномен Пермской М-зоны.


Грот Исчезающих

В горах Жигулевских существует небольшой грот. Если проникнуть в него, то через Врата в скале можно покинуть этот Мир и попасть в волшебную страну.
Среди множества подобных историй - эта выделяется по ряду весьма важных психологических параметров:

- она имеет значительное распространение и слабую степень вариации,

- место расположения грота довольно точно указано и легко доступно,

- последние случаи “исчезновения - перехода” приближены к нам во времени.

Известно, что Миф о Волжских Подземельях один из самых старых и давно обсуждаемых. Но общественное мнение выражено по нему весьма категорично: “Не стоит искать то, чего просто нет... Если случайно нашел не подходи близко”.

Человек, попавший под притяжение легенд о Волжских Подземельях, с большой долей вероятности одним из первых натолкнется именно на миф о Гроте Исчезающих. Вероятно, он попытается его проверить, благо грот имеет довольно точную географическую привязку.

“Ищущий” добирается до Грота и, самое любопытное, находит его. Он реально существует.

И тут получается интереснейший момент, сильнейший эмоциональный удар. Один из основных законов психофизики определяющих информационную теорию, закон Вебера-Фехнера, утверждает что ощущение (возможность восприятия информации) пропорционально логарифму возбуждения. Территория вокруг Грота, сам Грот - загажены настолько, что любые “романтические фантазии” мгновенно трансформируются в свою противоположность.

Необходимо помнить, что любое наблюдение возникает в результате взаимодействия между ощущениями и информацией хранящейся в памяти человека. Процесс конкретизации используемой обьект-гипотезы (или предвосхищающей схемы) и поступающей сенсорной информации сложен и неоднозначен, на него влияет множество самых разнообразных факторов, учесть которые вне данной конкретной ситуации трудно или даже просто невозможно. Здесь Миф о Гроте - сильно напоминает смоделированную реальность игры, где осмысленный выбор просто невозможен, а эмоциональные показатели психических реакций восприятия: «Странности» и «Достоверности», аберрация восприятия - выведены к пределу.

Испытав подобный психологический шок - большинство потенциальных «поисковиков» навсегда теряют интерес к подобным “сказкам”. Таким образом, небольшой “отряд” потенциальных исследователей мифологического пространства уменьшается еще на одну единицу.

Возможно, здесь мы имеем дело просто с неким забавным общественно - природным психомифологическим казусом. Этот миф и его «сцена» (местность, где разворачивается действие) резко сокращают «психологическое пространство» возможных реакций. Иными словами ставят «ищущего» в такие психологические условия, когда его ответные реакции практически предопределены и заданы.

Можно предположить, что в данном случае мы имеем некое искусственное конструирование ситуации - «Прогрессорскую психологическую операцию». Цель, которой не просто запрет на проверку рассеянной мифологической информации, а психологическая перестройка сознания «ищущего» на сознание «развенчивающего».

Это больше чем прямой запрет, это изменение личности.


 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.