Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Темные маяки в современной реальности Среднего Поволжья

 
В самом начале ХХ века секретарь первого самарского археологического общества Ф.Т.Яковлев записал: «Суеверия и верования в губернии весьма обширны… Часто невежественные крестьяне жалуются на свой страх перед большими черными столбами. Зачастую последние оказываются сложены из природных камней. Иногда их называют гурий, иногда кекуры или маар/маары. Вместе с кумирами, или по простонародному выражению болванами (каменными бабами) они составляют неясное наследие прошедших времен».

Минули годы. Сменилась эпоха. И если о каменных болванах/бабах еще что-то можно услышать от археологов и даже увидеть их в музеях (а некоторые из них даже бесхозно сохранились на территории Самарской Луки, рис. 1), то кажется, что темные столбы гурии/кекуры выпали из современной реальности. Эти имена позабылись, ушли в толщу словарей. Вместе с тем это далеко не так.

«Темный маяк – сложенный из камней столб. Он иногда именуется маръ, гурий/гурей, иногда кекур/кикур», – так разъясняет данный образ «Толковый словарь живого Великорусского языка» Владимира Даля (том II, СПб, 1881). Гурий – знак сложенный из камней. Особенно распространены гурии (иначе – мары) на Русском Севере. Именно так испокон веков зовется на Руси безрастворная столбовая кладка из камней высотой метра в два.

Иногда кекуром именуется природный цельный камень или скала, однако «Толковый словарь русского языка» Т.Ф.Ефремова разрешает использовать название кекур/кекуры и в наименовании сложенных из нескольких камней рукотворных чаще всего взаимосвязанных столбов.

Итак, слово/имя есть, но вот как быть с материальными объектами? Насколько можно понять из материалов Интернета, сегодня в обжитой части Евразии кекуров/гурий практически не осталось, слишком они хрупки. Вместе с тем, впервые о существовании на территории современной Самарской Луки целого «поля кекуров» автор узнал в начале двухтысячных годов от самарского парапланериста фотографа-краеведа Виктора Пылявского.


Рис. 1. Самарские краеведы Борис и Максим осматривают
безымянного каменного истукана/болвана, утерянного на Самарской Луке, 2009 год [6]


Последний в ходе одного из своих прогулочных полетов заметил на одном из безымянных плоскогорий Самарской Луки несколько высоких каменных столбов, возведенных в некотором удалении друг от друга (рис. 2). Своим взаиморасположением эти столбы задавали слабо выраженную дугу.


Рис. 2. Жигулевские кекуры вид с высоты, фотография Виктора Пылявского.
Самарская Лука, август 2005 г. В левом верхнем углу вставка – И.Л.Павлович
у наиболее хорошо сохранившегося кекура, июль 2007 г. [5]


В 2007 г. находясь на этой равнине, автор действительно видел группу каменных столбов, расположенных шагах в двадцати друг от друга и находящихся в различной степени сохранности. От большинства каменных столбов в этом месте, сохранились лишь отдельные кучки больших камней, предположительно некогда находившиеся в их основании. Число этих куч варьировалось от восьми до десяти (смотря как считать).

Кем, когда и зачем были возведена эта цепь кекуров? Однозначного ответа у автора сегодня нет. Впрочем, так же, как и ответа на тот вопрос, а на чем собственно основывалась система, образованная/составленная из каменных столбов и как ее правильно называть?

Также автор не берется точно оценить трудоемкость возведения даже одиночного столба кекура, но ему представляется, что она весьма велика. И если даже не оценивать время и труд, затрачиваемые на сбор в ближайшей округе достаточного большого количества камней (или их транспортировку откуда-то еще), то само возведение подобной конструкции крайне сложно.

В 2007 г. автор и еще трое его добровольных помощников в течение почти двух часов пытались восстановить, один частично разрушенный кекур. Двое держали, а двое укладывали камни в слои-уровни. Причем для этой цели использовались уже имеющиеся камни, и при этом даже они тщательно отбирались. Но получилось возвести только три уровня. Уже на следующем уровне вся конструкция начинала «играть». Нижние и средние камни выскальзывали из своих мест и соответственно все выше сложенные уровни начинали разваливаться, а мелкие камни сыпались во все стороны.

После выше описанного эксперимента автору стало вполне очевидно, что воздвигать подобные сооружения, причем без скрепляющего раствора, могли лишь люди, обладающие повышенной чувствительностью к форме и месту размещения камня, с фантастической ловкостью и невероятным терпением. Причем большим числом людей эту задачу было также не упростить в ее решении, им просто негде было бы тут развернуться. И все это только при возведении одного каменного столба, а их тут изначально имелось не менее десятка, а возможно по некоторым оценкам и значительно больше.

С точки зрения автора, все выше изложенное, скорее всего свидетельствует, что для «строителя или строителей» данной системы (образованной каменными столбами кекурами) – она была чем-то крайне важна и он/они имели соответствующую возможность для ее возведения. (Свои соображения по этому поводу автор изложил в докладе представленным на VI Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-географические проблемы регионов России» Самара 2015 [7].)

Рассказ об этом месте был бы неполным если не указать, что как на самом «поле кекуров», так и в его окрестностях, не было обнаружено каких-либо других следов человеческой деятельности. Исключение составляет безымянный колодец неопределенной глубины. Кто его выкопал, когда и с какой целью (например, просто для сбора воды или например, для обеспечение прохода в легендарные подземелья Жигулевских гор), сказать невозможно.

Стенки этого сооружения очень профессионально выложены хорошо подобранным крупноразмерным бутовым камнем (рис. 3). Виктор Пылявский и его товарищи пытались исследовать этот колодец, используя для этой цели все имеющиеся подручные средства и инструменты. Но достигли уровня воды и при этом мало что смогли узнать.

Вместе с тем на определенные размышления наводит именно каменная кладка колодца. Поскольку, с точки зрения автора, если предполагать только его утилитарную роль, просто как место сбора и хранения воды, то проще и дешевле было бы использовать деревянный или стандартный кольцевой железобетонный сруб. А здесь имеется высококачественная каменная кладка.

Опять же сильно смущает отсутствие следов проводившихся работ и загрязнения местности, столь характерных для любых работ реализуемых в современную эпоху.


Рис. 3. Безымянный колодец у «поля кекуров» вид с высоты,
фотография Виктора Пылявского. На вставке самарский исследователь Валентин
забирается внутрь колодца. Самарская Лука, 2005 год


Интуитивно складывается ощущение, что цепь кекуров и этот колодец, как-то взаимосвязаны между собой, и не только территориально, но и неким единым замыслом. Но все это лишь смутные личностные ощущения. Обсуждая тему кекуров возведенных на Самарской Луке, автор в личной беседе с краеведом-этнографом и одним из создателей национального парка «Самарская Лука» к.б.н. Ю.К.Рощевским, выдвинул предположение о связи последних с местными быличками о «столбах до неба» [4]. Идея не была отвергнута. Более того профессор Ю.К.Рощевский указал даже на возможную связь местных быличек с планетарными представлениями о мировом столбе/оси, а также веретене богини Ананки [1, с. 125–126].

Темный столб, поднимающийся у горизонта и уходящий в небеса – такой образ устойчиво закреплен в волжских быличках. Вместе с тем, что-то очень похожее довелось непосредственно наблюдать автору еще в далеком 1990 г. Тогда с крыши одного из домов в исторической части Самары (дом, находящийся по адресу улица Степана Разина 106) в направлении на Самарскую Луку, после сильной грозы открылся весьма необычный вид (возможно в этот день наблюдался один из волжских миражей [5, с. 116–118]).

Тогда за рекой хорошо просматривалась группа холмов, обычно невидимых в этом направлении. (Автор не знает, существуют ли эти холмы в действительности или они также являлись частью наблюдаемого миража.) На вершине одного их этих холмов было четко различимо какое-то довольно высокое «сооружение». Внешне это строение напоминало гигантский круглый черный карандаш (или столб), своим острием воткнутый в землю, а вершиной, уходящее в небо, куда-то за облака.

Там меж холмов петляла широкая дорога, словно отлитая из какого-то блестящего материала (некоторые участники этого наблюдения восприняли его как светлый асфальт из стекла). Эта дорога начиналась вне границ просматриваемой области, а затем, пронзив пространство огромной латинской буквой S, исчезала в недоступной взгляду дали. Хорошо было видно, что к загадочному черному «карандашу/столбу» дорога даже не подходила. Освещенность в этой практически «фантомной реальности» менялась очень быстро. Четко различимые тени контрастно бежали по холмам, почти со скоростью минутной часовой стрелки… Потом над рекой Волгой сгустились тучи, пошел дождь и наблюдение, к сожалению, пришлось прекратить.

Панораму пытались снимать на черно-белую «свемоскую пленку», но она не обеспечила должного качества фиксации, а следовательно и ее после- дующего воспроизведения. Через четверть века сгорели и эти негативы. Позже, автор и его друзья не раз вновь поднимались на крышу этого дома. Наблюдали окрестности, один раз даже с применением морского бинокля, но чего-либо похожего на этот весьма памятный ландшафт увидеть им так и не довелось… (В конце 2007 г. это здание сильно пострадало при пожаре, и скорее всего уже в ближайшее время будет либо основательно отреставрировано, либо вовсе снесено.)

Вместе с тем известно и другое наблюдение из этого района. На протяжении ряда лет самарский историк-краевед О.В.Ратник из окна своего дома, выходящего на Жигулевские горы, неоднократно проводил наблюдения за доступной его обзору частью Самарской Луки. С помощью различных оптических приборов (бинокль, монокуляр, подзорная труба) за четверть века, он довольно хорошо изучил доступный ему сектор. И вот примерно с зимы 2002 г. краевед О.В.Ратник стал периодически наблюдать вертикальное сооружение, своим контуром напоминающее темный столб или башню. Этот объект был особенно хорошо виден на закате, особенно в ясные солнечные дни. Данное сооружение совершенно не было похоже ни на силосную или водонапорную башню, ни на трубу котельной или радиовышку.

Последний раз, данный объект особенно хорошо наблюдался в течение нескольких дней в начале ноября 2007 г. [5, с. 117].

Следует отметить, что иногда апериодически в том же направлении видна радиотрансляционная вышка с большим количеством радиорелейных антенн. Данное сооружение по неясным причинам то наблюдается очень четко, то его не видно совсем… Но с темной башней/столбом она не имело ничего общего.

Какую природу имеют вышеописанные наблюдения? Необычная игра света и тени, оконтуренные облаками или нечто иное… гораздо большее? Хорошо сфотографировать этот «темный столб/башню» в 1990 г. не удалось. Вместе с тем в 1991 г. он был запечатлен на картине уральского художника И.В.Черкашина как один из весьма важных элементов современного мифовыражения Самарской Луки. (Картина представлена на цветной вкладке в авторской книге «Легенды Самарского Заречья. Там, где упала звезда». [5])

В 2003 г. уже выше упоминавшийся краевед-фотограф Виктор Пылявский во время одного из своих полетов в туманах Жигулевских гор не только увидел огромный «черный карандаш/башню», но и сумел даже зафиксировать его (рис. 4).

На его снимке, в утреннем густом тумане виден фрагмент горной гряды. И почти по центру кадра, из тумана поднимается тонкая черная черта. К сожалению, дальний фон расплывчат. Он не имеет глубины и четких цветовых характеристик, что затрудняет анализ данной фотографии. Вследствие чего в данной статье приводится лишь фрагмент «с башней/столбом».


Рис. 4. «Башня/столб» в облаках, фрагмент фотографии самарского фотографа-
краеведа Виктора Пылявского, Самарская Лука, август 2003 год [5]


Вероятно, заснято какое-то большое сооружение, возможно, башня. Хотя основание зафиксированного объекта и теряется в дымке, закрывающей поверхность земли, в целом он хорошо просматривается. Данное строение, если, конечно, это строение, имеет правильную цилиндрическую форму и очень большие размеры. Даже сегодня сложно сказать, что это было – реальный неопознанный объект, мираж, преломивший и исказивший изображение вполне реального объекта (например, заводской трубы) или причудливая игра фантомной реальности, наложившаяся на современное фольклорное сознание.

В 2010 г. исследователь, работавший в Интернете под ником Шкипер (и лично видевший «черный карандаш») случайно обнаружил картину (левая нижняя вставка на фото 5) запечатлевшую ритуальный эрзянский хоровод змейкой, следующий вокруг ритуальной свечи Штатол. (Штатол – это трехсоткилограммовая свеча из натурального воска, украшенная эрзянским орнаментом, символизирует веру и надежду на национальное возрождение.) И на картине его поразила сходство ритуальной свечи и фантомного «черного карандаша», много лет назад наблюдавшегося им в пространстве за Волгой.

Следует отметить, что особую роль в культуре народа Эрзя действительно играют особые хороводы, специальным образом водившиеся вокруг большой восковой свечи во время празднования ими «Раскень Озкс» [3].

Самарский краевед-блогер Олег Ракшин обнаружил следующую информацию: «Еще в 1629 г. царским указом «Раскень Озкс» запретили на сотни лет. Но есть свидетельства, по которым этот ритуал был однажды проведен в Поволжье, несмотря на старательное желание стереть его из народной памяти. В 1891 г. в Самарской губернии во время знаменитого голода этнографы зафиксировали проведение ритуала у огромной восковой свечи весом в 650 кг. К сожалению, точная информация о месте его проведения и связанных с ним подробностях утрачены. После этого только в 1999 г. древний ритуал возродили активисты эрзянской культуры».

В 2013 г. обстоятельства (и неоценимая помощь краеведа О. Ракшина) позволили автору лично присутствовать на церемонии проведении древнего и почти позабытого эрзянского ритуала [2]. В тот год «Раскень Озкс» проводился 13 июля 2013 г. под местечком Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии. Там стоит древний эрзянский «курган мертвых» – Маар. Считается, что этот невысокий холмик насыпан из тысяч и тысяч горстей земли, веками приносимой эрзянами с могил своих предков. Это средоточие эрзянской веры в помощь предков-покровителей, зримое воплощение связи с прошлым, без которого, нет будущего.

На место проведения ритуала автор попал уже на закате и был потрясен открывшемся зрелищем. Заходящее солнце зависло над большим темным цилиндром (правая нижняя вставка на фото 5). И это очень напоминало фантомный «черный карандаш» некогда наблюдавшийся автором за Волгой. И еще раз «холодок узнавания» опахнул автора, когда загорелась свеча, а потом начался хоровод змейкой. По мере того как двигалась цепь людей, на небе стали собираться, сгущаться и закручиваться облака. Они явно находились в какой-то жесткой связи с движением человеческого хоровода.

Наблюдаемая картина, живо напомнила автору, что нечто подобное он уже видел. Память услужливо напряглась и выдала. Жаркий июльский день 2007 г. Высоко в небе над «полем кекуров», да и над всей Самарской Лукой плывут легкие облачка. Но вот что-то происходит и они сбиваются со своего пути и начинают закручиваться в огромную облачную спираль. И подобно тому, как центром облачного хоровода 2013 г. над Чукалами была восковая свеча Штатол, над «полем кекуров» таким центром был единственный целый на тот момент каменный столб кекур.

В настоящее время автор не берется утверждать наличие прямой жесткой связи между миражами – фантомными столбами/башнями, кекурами–каменными столбами и Штатолами – большими ритуальными свечами. Но интуитивно представляется, что нечто общее в них есть. По меньшей мере, все они одинаково сильно будоражат любопытство и задают вполне определенное направление научного поиска.


Рис. 5 Коллаж эрзянских хороводов змейкой вокруг ритуальной восковой свечи Штатол.
В верхней части хоровод в окрестности села Чукалы Больше-Игнатовского района
республики Мордовия, июль 2013 г.



ЛИТЕРАТУРА

1. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 176 с.

2. Ракшин О.А. Отчет о поездке самарской группы на Раськень Озкс 2013 на сайте Краееведофф. URL: http://kraevedoff63.livejournal.com/60835.html

3. Раськень Озкс Эрзянь ки // Культурно-образовательный сайт URL: http://erzan.ru/news/rasken-ozks

4. Рощевский Ю.К. Народная проза Самарской Луки // Тольятти, 2002. 340 с.

5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Легенды Самарского заречья. Там, где упала звезда. ООО «Книга», Самара, 2010. 180 с.

6. Павлович И.Л., Ратник О.В. Легенды Самарского заречья. Маяки времен. ООО «Книга», Самара, 2011. 184 с.

7. Павлович И.Л. Фольклорный материал как источник информации о местных достопримечательностях Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Самара: ПГСГА, 2015. С. 203–213.

И.Л.Павлович,
ведущий инженер Самарского государственного
аэрокосмического университета им. академика С.П.Королёва
г. Самара, Российская Федерация



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.