
Средневековая танцевальная чума
А потом чума прекратилась – почти так же внезапно, как и началась.
Следующая вспышка произошла в Страсбурге в 1518 году, когда женщина по фамилии Троффеа (нем. Troffea) вышла на улицу в Страсбурге и начала танцевать. Это продолжалось примерно от четырёх до шести дней. В течение недели к ней присоединились ещё 34 человека, а в течение месяца уже около 400 человек, преимущественно женщин. Многие из них погибли от сердечных приступов, инсультов или истощения. Согласно одному из свидетельств, в отдельные периоды от чумы умирало до 15 человек в день. Событие также подтверждается различными историческими документами, включая записи врачей, местные хроники и документы городского совета.
По мере ухудшения ситуации озабоченные представители знати начали искать решение проблемы. Местные врачи исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью, вызванной «горячей кровью». Тем не менее, представители местных властей решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Когда стало ясно, что принятые меры не приводят к улучшению ситуации, местные власти напротив запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы. Так же над пораженными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству пораженных удалось восстановить контроль над своими телами.
Учёные всех мастей пытались найти объяснение этой загадке. Какое-то время наиболее вероятным считалось объяснение, согласно которому люди отравились хлебом, поражённым спорыньёй – грибком, который растёт на влажных стеблях ржи. При попадании в организм, он вызывает судороги, лихорадку и бредовые состояния.
Профессор истории Джон Уоллер из Университета Мичигана с этой версией не согласен – в обоих случаях речь шла именно о танцах, не о судорогах. Другая популярная теория – по которой жертвы стали частью некоего танцевального культа, тоже показалась Уоллеру неубедительной.
Профессор Уоллер предложил свою теорию: это были массовые психогенные (обусловленные психической травмой) заболевания, вызванные страхами и депрессией. Обеим вспышкам предшествовали голод, гибель урожая, наводнения – то, что можно было расценить как знаки приближающейся библейской катастрофы. Ужас перед сверхъестественным мог ввести людей в своего рода состояние транса.
Кроме того, танцевальная чума связывалась с именем святого Витта – христианского мученика, танцуя перед статуей которого, по поверью, можно было обрести здоровье. То есть идея танцев ради спасения уже сидела в головах людей. Всё, что было нужно – один человек, который начал бы этот марафон.
Страсбургская вспышка не была последней – в 1840 году нечто подобное произошло на Мадагаскаре.
Комментарии :
Комментариев нет