Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

К теме Аусина камня

 
Современная байка о камне Аусина – классический информационный фантом, живущий своей собственной жизнью… Почему собственно именно сейчас о нем вспомнил Константин не совсем ясно…

Наверное, самую «красочную историю» о камне Аусина добыл один из «гостей» Поволжья — странствующий сталкер* (звали его Слава, откуда он приехал непомним, дальше он уехал, кажется, в город Свердловск).

Стоит напомнить, что где-то в середине 90-х годов ХХ века интерес к необычному в российском обществе был удивительно велик. Тогда в эти места, на Волгу и в Жигули, приезжало много «поисковиков», называвших себя сталкерами. Они жили довольно странными (для современного времени) интересами, и своеобразными представлениями о мире. И вот один из этих сталкеров, путешествуя в одиночку по Жигулям в поисках камня Аусина, в десятках километров от жилья встретил незнакомого Дедушку.

Сталкер — весьма популярный образ независимого исследователя загадочных зон, впервые представленный в произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972) и одноименном фильме «Сталкер» режиссера А. Тарковского

Дедушка как дедушка, обычного сельского вида. Кирзовые сапоги не первой молодости, штаны, заправленные в них, пиджак, надетый прямо на майку или футболку, тоже не новый, кепка, на голове со сломанным козырьком. Из-под кепки видны седые, белые волосы. Борода до груди, тоже седовласая.

Откуда тот появился, что там делал неизвестно. Встретились. Разговорились. Когда наш «поисковик» рассказал новому знакомому о цели своего похода, последний сильно разволновался. Немного успокоившись, странный Дедушка поведал следующую историю: «Давным-давно жил в этих местах мудрый и богатый народ, просвещенный в тайном чародейском искусстве. Но не было в нем единства. Часть народа поклонялась Солнцу, как животворящему началу, как символу жизни. Другие верили, что раньше у Земли было два живых Солнца, но потом одно умерло и стало Луной. Пройдут годы, века или тысячелетия и второе живое Солнце также умрет, и мир будет принадлежать мертвым светилам, из которых старшее, а следовательно более главное — это Луна. Вот почему нужно уже сегодня поклоняться холодной и мертвой Луне. Раскол в народе был велик, основы учения и объекты поклонения несовместимы. Духовное противостояние закончилось войной. В ход было пущено различное оружие, в том числе и волшебное: молнии, сжигающие целые города; нетленные тени, «дыханием» обращающие в лед, направляемые по всему свету — и еще многое другое…

В конце войны поклоняющиеся угасшему Солнцу — в глубинах Земли сотворили волшебный камень (воплощение Луны), силами колдовства подняли его на поверхность и дали ему имя Аухиен (что на древнем языке означало Беспощадный)…

Камень тот имел форму жернова и служил особым средством связи — некими Вратами, соединяющими мир людей и мир духов. В центре камня было отверстие, куда стекала кровь приносимой жертвы, соединяя различные миры. По краям камня письмена на непонятном языке, да знаки волшебные. А кто их суть поймет и узнает, у того сила великая будет. Вот только во что ее употребит хозяин, то ему самому то решать.

Благодаря этому камню сила врагов живого Солнца возросла. И тогда последние служители живого Солнца, собрав все свои силы, нанесли по этим землям страшный удар. Вздыбились горы, реки повернули свое течение вспять, говорят, даже время тогда пошло по-иному…

В разверзшейся катастрофе погиб древний народ, только единицы уцелевших с той и другой стороны нашли спасение в особых пещерах. Но война на этом не закончилась, последние из противников сражаются и в наши дни. А в этих опустевших землях поселились Китоврасы и Василиски, только теперь старые они уже стали. Не опасные… Так что, не ищи ты этот камень. Не найдешь его, да и надо ли его искать?» Вот такую странную историю поведал нашему сталкеру безымянный Дедушка. Потом в какой-то миг, раз и нет его, то ли скрылся в лесу и даже опавшие ветки и листья под ногами не трещат, то ли шагнул в сторону и … прошел через врата разделяющие миры.

Необходимо отметить, что этот давний рассказ приводится во вторичном пересказе, по памяти.

Из повествования вырисовывается весьма странный и ох, какой грамотный Дедушка. Он знает про Китоврасов (в древней обрядовой поэзии тесно связанных с богом Овсенем) и Василисков и чем-то неуловимо напоминающий того сказочного прохожего, некогда сказавшего Аусину — «Бог в Помощь!» и тем самым остановивший его деятельность…

В начале девяностых годов ХХ века, собирая мифы и легенды Среднего Поволжья члены Самарской группы «Авеста», обратили внимание на цикл рассказов о волшебном камне, укрытом в горах Жигулевских. Почитание таких особых (отмеченных) камней является для древних народов довольно характерным.

Многочисленные и различные по своей природе источники сообщали, что где-то на Самарской Луке есть некий особый «поющий камень», ему множество лет, а выглядит он как новый, но дорога к нему забыта.

В некоторых рассказах у камня было даже имя — Аусин камень.

Просмотр краеведческой литературы выявил, что самое первое зафиксированное упоминание камня Аусина (обнаруженное группой «Авеста») имеется в путеводителе Куйбышевского краеведа М. А. Емельянова «Самарская Лука и Жигули», 1938 год. В книге сообщалось, что «некий крестьянин Аусин решил сделать мельничный жернов, извлек из земли большой камень и потащил его к заранее выбранному месту. Но мельницу так и не сделал».

Весьма странная история, и зачем, спрашивается, включать ее в сборник описания региональных достопримечательностей, мало ли кто и что собирался сделать, но не сделал?

Может быть, автор «путеводителя», приводя данную историю, что-то не договорил? Тридцатые годы ХХ века в СССР были весьма сложным временем, власти всерьез боролись с различными мистическими верованиями и народными «суевериями».

Да и кто собственно такой этот Аусин? Почему камень получил его имя?

В современном справочнике «Самарская топонимика» (1991) зафиксировано имя Аусина. Там сообщается, что «Аусин камень — гора близ Аусина оврага, по которому и поименована. Находится близ села Винновка на Самарской Луке. Данный топоним-прагмоним, отражает особенности использования людьми называемого объекта. Он соотносителен с татарским нарицательным

«ау» — охота, охотничий и «син» — прилагательный аффикс второго лица».

Несколько этнографических экспедиций самарских краеведов на Самарской Луке установили, что данное имя довольно устойчиво с использованием в повседневном обиходе, привязано к различным топонимическим объектам Самарской Луки: «Яма Аусина, пруд Аусина, роща Аусина, Аусин луг, дорога Аусина» и т. д.

Поиск камня Аусина оказался делом далеко не простым. Перед группой вставали вопросы: «Что это за объект? Естественная скала-останец или некийрукотворный артефакт? Где точно он расположен?» Всего этого не знали даже самые старые краеведы. Более восьми лет потратила группа «Авеста» и ее добровольные помощники на сбор предварительной информации.

На Самарской Луке местные жители про камень помнили, хотя их рассказы сильно разнились. Они менялись от уже известной версии о строительстве «мельницы», вот только строил ее не простой крестьянин-землепашец, а колдун и с помощью волшебства. «Камень тот сам шел — покачивался». И остановил это магическое деяние то ли сам Хозяин леса, то ли странствующий Николай Угодник…

Известен также рассказ о неких мастерах-камнетесах, работавших по ночам и создавших в Жигулевских лесах языческого идола — камень Аухиена, запирающего подземные воды… Именно под этим именем данный объект был зафиксирован в книге Е. А. Ахмедовой «Региональный ландшафт».
Что это вспомнили про камень Аусина?

Ну раз вспомнил, пересылаю тебе материал, как то по осени 2021 года полученный от Ракшина.

Ниже приведен текст его письма:

Наконец-то я её нашёл! В смысле - фотографию. В 2014 году с товарищем отдыхали в деревне Торновое (Торновая у большой кали). Во время прогулки обнаружил огромный жёрнов, который буквально впечатался в землю. На фото жёрнов еле виден слева от фигуры, через дорогу. Спросил у местных: "А откуда здесь жёрнов?". Аборигены ответили: "Катил тут как-то мужик жёрнов в гору. Навстречу ему Николай Угодник попался. Мужик испугался и жёрнов бросил. Так и лежит". Разумеется, я немедленно вспомнил предание про камень Аусина.
Через месяц, прибыв по каким-то делам в Торновое, жёрнова на месте не обнаружил. И, что самое интересное, местные удивлённо округляли глаза: "Что за жёрнов, милок? Ничего не знаем".

Странное это место - Торновое. Ой, странное.
История разработки байки о камне Аусина были зафиксированы в ряде газетных и журнальных публикаций конца 90-х годов ХХ века и отдельными главами в книгах «Играющиетени» (Самара, 2005 г., с. 110 - 128) и «Легенды Самарского Заречья. Там где упал звезда» (Самара, 2010 г., 39 - 57).

Первая большая экспедиция группы «Авеста» по целенаправленному поиску камня Аусиена была организована летом 1994 года. Ее участникам удалось собрать множество устных свидетельств, подтверждавших существование данного камня, но сам объект обнаружен не был.

Следующий «поход» в исследуемый район состоялся в августе 1995 года.

Тогда с небольшими перерывами различными группами поиск продолжался почти месяц, но ощутимых результатов не принес. В октябре 1995 года была предпринята новая попытка.

В этот раз исследования были начаты от старой заброшенной пасеки, находившейся на окраине леса, в котором и был укрыт камень.

Вот что тогда было отождествлено с легендарным камнем Аусина: объект — большой камень, лежал в небольшой ложбинке, малозаметный со стороны. Почему-то весьма трудно описать его выразительными словами, и даже цветные фотографии не способны передать непосредственного восприятия.

Внешне камень походил на вытянутую половинку каменного ореха, по центру среза «украшенную» округлым углублением. Под собственным весом он частично ушел в землю. Прошедшие годы и непогода занесли его лесным мусором, затянули песком и глиной.

Его диаметр — около полуметра. Толщина около 52 см, диаметр центрального отверстия около 20–25 см, глубина примерно в локоть руки взрослого человека. Предположительная структура камня — окремненный известняк.

В настоящее время камень лежит на боку, и его центральное отверстие обращено на запад. Предположительно, что первоначально он был установлен на «пьедестале», втором камне, сегодня находящемся в земле.

В ходе одной из поездок в окрестностях камня были обнаружены кусочки охры и каменные пластины неправильной формы, предположительно белого кварцита, толщиной примерно сантиметра полтора. Анализ мест их обнаружения позволил выдвинуть предположение, что данные пластины образуют настил-площадку, на котором некогда и был установлен «пьедестал» (большой камень в земле), а на нем был помещен «качающийся камень», вероятно игравший основную роль в данной конструкции.

Сравнительный анализ разновременных панорамных фотографий, сделанных в районе камня Асуина в ходе экспедиции 1995 и 1997 годов, показал вероятность существования некоего вторичного «источника освещения» неизвестной природы, действующего в данном районе и весьма ощутимо меняющего картину воспринимаемой реальности.

На основе распределения теней — от камня, деревьев, попавших в кадр людей, был произведен предварительный расчет возможного места нахождения вторичного источника освещения. Но попытки его физического обнаружения в рассчитанном месте успехом не увенчались.

В одной из поездок в окрестностях камня отчетливо фиксировался некий энергетический феномен. Радио-эфир был «забит». Таинственный пересмешник искажал любые радиосигналы, превращая их в своеобразное «кваканье», что делало невозможным использование радиопереговорных устройств или сотовых телефонов.

Нижняя часть овального камня в значительной степени отличалась от верхней и характеризовалась четко выраженными острыми гранями. Скорее всего, эта часть камня никогда не подвергалась сколько-нибудь продолжительному воздействию открытого воздуха, текущей воды или тающего снега.

При определенном угле обзора на поверхности камня просматривались некие знаки, вернее даже не сами знаки, а некие намеки на их былое существование. В этот раз в яме, окружавшей камень, было обнаружено множество более мелких обломков камней, своей формой напоминающих классические орудия каменного века — рубила, скребки и т. д. Сложилось впечатление, что все эти предметы сюда, зачем то, кто-то специально сложил. Здесь также были куски красной охры разной величины Так чем же мог быть найденный каменный комплекс, возможно, что какой-то моделью классического неолитического комплекса?

---------------------------------------------------------------------

По просьбе Игоря Павловича ставлю фото из архивов Ракшина.
"Вот что тогда мне написал Ракшин (текст приводится ниже и еще в самом конце).
"Наконец-то я её нашёл! В смысле - фотографию. В 2014 году с товарищем отдыхали в деревне Торновое (Торновая у большой кали). Во время прогулки обнаружил огромный жёрнов, который буквально впечатался в землю. На фото жёрнов еле виден слева от фигуры, через дорогу. Спросил у местных: "А откуда здесь жёрнов?". Аборигены ответили: "Катил тут как-то мужик жёрнов в гору. Навстречу ему Николай Угодник попался. Мужик испугался и жёрнов бросил. Так и лежит". Разумеется, я немедленно вспомнил предание про камень Аусина.
Через месяц, прибыв по каким-то делам в Торновое, жёрнова на месте не обнаружил. И, что самое интересное, местные удивлённо округляли глаза: "Что за жёрнов, милок? Ничего не знаем".


Единственная из случайно сохранившихся фотографий «Жернова Аусина» в районе п. Торновое (описание «открытия» приведено ранее в 4-й вставке) зафиксированный Олегом Ракшиным в 2014 году.


«Постамент» камня Аусина и ряда «малых камней» обнаруженных около него 2009 год.


Историк Олег Ратник изучает западную часть камня Аусина (описание вставка 5-ть), 2009 год.


Краевед Виктор Пылявский осматривает восточную часть камня Аусина (описание вставка 5-ть), 2009 год.


Борис Кельменев осматривает яму Аусина (место откуда предположительно был извлечен камень), 2009 г.


Пример культовый сейды где-то на севере (взято из Интернета)


Рисунок сделан по наблюдения С.А. Самарова

С. А. Самаров 10.06.89 г. и 11.06.89 г. с 20.10 до 20.20 в двух километрах от села Подгоры наблюдал изображение ступенчатой пирамиды. Она была неяркой, как Луна днем, и располагалась на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Изображение демонстрировало долину, разделенную рекой. Линия наблюдения была наклонена к плоскости этой долины примерно на угол в 15° словно наблюдатель находился на борту самолета, летящего на высоте 8–10 км. 8 июня 1990 года в том же месте С. А. Самаров вновь наблюдал похожую картину, но более бледную и всего четыре минуты с 20.45 до 20.49 местного времени. В июне 1991 года ему опять повезло наблюдать эту (или крайне похожую) «пирамиду». В этот раз особенно четко был виден «дым», стекающий по обрыву к далекой роще.

Более подробно описание этого наблюдения приведено в авторских книгах «Играющий тени» (Самара, 2005 г.) и «Легенды Самарского Заречья. Там где упал звезда» (Самара, 2010 г.).

Ознакомившись с ранее представленными материалами раздела камень Аусина, пользователь Веселый Джо, вполне закономерно отметил – байка о «черном вертолете» в контексте темы Аусин, может оказаться неизвестной ряду современных читателей. В связи с данным обстоятельством он рекомендовал напомнить эти байки хотя бы в кратком изложении. Выполняя его пожелание, привожу (И. Павлович) два характерных сообщения. Напоминая, что первое уже было опубликовано в книгах «Играющие тени» и «Там где упала звезда».

«Еще одной опорной точкой в нашем исследовании может оказаться история, рассказанная авторам несколько лет тому назад в частной беседе одним из любителей местного туризма.

Группа туристов, в ходе поиска камня Аусина двигаясь по северо-восточной части Самарской Луки и внезапно обнаружила многометровый скальный выход значительной протяженности, при обследовании что вправо, что влево его краев видно не было — что само по себе является довольно необычным для Жигулей. Воспользовавшись имевшимся снаряжением, группа поднялась на скалу. Впереди простиралось обширное плато, поросшее невысокими деревьями и кустами.

Через некоторое время, продолжая движение по выбранному маршруту, туристы снова натолкнулись на вторую вертикальную стену-скалу. Подниматься на этот раз было значительно труднее, и восхождение заняло гораздо больше времени. Когда последние участники похода заканчивали подъем, в небе появились два «черных вертолета». Совершив маневр и пролетев прямо над головами удивленных людей, машины одна за другой совершили посадку на плато. Из них выбрались люди в камуфляжной форме, но без опознавательных знаков.

Обвинив незадачливых туристов в нарушении границ Заповедника, прилетевшие принялись их заталкивать (или даже буквально запихивать) в вертолет.

Потом машины поднялись в воздух, совершили разворот и полетели по направлению к берегу реки Волги. Вертолеты довольно быстро пересекли реку, а затем совершили посадку в окрестностях ближайшей железнодорожной станции. После чего, не вступая в долгую беседу, выгрузили пораженных таким оборотом дел туристов из воздушных машин. После чего винтокрылые аппараты поднялись в воздух и, развернувшись в сторону заходящего солнца, быстро скрылись из глаз…»

Прошли годы и рассказ о неотождествленных летательных аппаратах (в частности «черных вертолетах») заиграл совсем другими красками, особенно после обнаружения Олегом Ракшиным документов жандармского управления 1914 – 1916 годов.

Вторая байка насколько мне (И. Павлович) известно ранее не обрабатывалась и негде не публиковалась, поскольку с темой Аусина была связана весьма слабо.

Июль 1996 года. Одна из инициативных групп осматривала территорию, предполагаемого на тот момент нахождения камня Аусина, в какой-то момент она вышла на южную кромку леса (общее направление на п. Аскулы). Лесная прохлада сменилась на полуденный луговой зной. Пока решали куда собственно двинутся дальше, кто-то заметил вдали в плывущем луговом мареве большое темное пятно, довольно правильных очертаний. Некоторое время спорили, что это может быть. Большинство стояло на версии – брошенный старый трактор. Не чего заведомо интересного. Но все же, решили сходить и выяснить что это точно там такое.

Уложив лишние вещи в тени деревьев, налегке бодро зашагали вперед. Красота. Светло. Тепло. Птички поют. Кузнечики стрекочут. И вот первая странность. Идут. Идут. А «трактор» все вроде не приближается. И марево вокруг него словно еще гуще становится. Потом в какой-то момент вроде бы ветерок дунул… И сразу стало ясно, что впереди ни какой не трактор, а большой вертолет черной окраски. Только какой-то он совсем неправильный… Позже отвечая на вопрос в чем же была эта неправильность, рассказчики затруднялись ответить. Хотя добросовестно пытались объяснить и что то даже рисовали…

- Ну вот не обтекаемый он был, не аэродинамичный. И словно собран из больших пластин детского Лего. Сплошные изломы, да прямые углы каких-то отдельных элементов. Корпус цельный, угловатый, не дверей, не иллюминаторов, не остекления кабины пилотов – не чего нет… И как-то сразу стало понятно, что похоже сел он аварийно. Основательно так носом и правым боком в землю ушел. Да так и остался. Вокруг следов не каких…

Осознав все это - исследователи притормозили, а потом и вовсе остановились. Кому-то припомнился отрывок из любимых Стругацких «Пикник на обочине», описание вертолета упавшего в комариную плешь, уж больно показалось похоже…

[«И прямо перед собой, метрах в двухстах, Рэдрик увидел вертолет. Вертолет упал, видно, в самый центр «комариной плеши», и весь фюзеляж его расплющило в жестяной блин, только хвост остался цел, его слегка изогнуло, и он черным крючком торчал над прогалиной между холмами, и стабилизирующий винт остался цел – отчетливо поскрипывал, покачиваясь на легком ветерке. «Плешь», видимо, попалась мощная, даже пожара настоящего не получилось, и на расплющенной жестянке отчетливо выделялась красно-синяя эмблема королевских военно-воздушных сил, которую Рэдрик вот уже сколько лет и в глаза не видел и вроде бы даже позабыл, как она выглядит».]

И как-то совсем им расхотелось подходить ближе к этой машине. Потом заметил, что солнце здесь светит как-то не так, вроде бы через дымку. Луговой гомон умолк. Почему-то стало крайне неприятно тут находится. Потом появилось ощущение давящего взгляда. Такое, что почти у всех мурашки по телу побежали… Ну его этот вертолет. Пусть с ним разбираются те кто должны.. Робкое предложение обойти винтокрылою машину вокруг, да сфотографироваться на ее фоне, были отметены сразу и очень решительно. Почти не споря повернули назад. Но какое-то время просто идти не получалось. Ощущение давящего взгляда в спину, заставляло все время оборачиваться. А кое кто просто пятился. Затем словно пересекли невидимую границу. И все стало как раньше. Луг наполнился привычными звуками. А летнее марево вновь укрыло черный вертолет…

Оставленные вещи оказались на месте. И подхватив их незадачливые исследователи, даже не перекусив, поспешили вернутся в прохладу леса…

P.S. Необходимо напомнить, что эта история была рассказана задолго до того как в Интернете стало возможным ознакомится с современными байками о «черных вертолетах» в контексте темы НЛО.

Ознакомившись с выше представленными материалами Олег Ракшин написал:
«Помните, как в документах (жандармского расследования) очевидец описывает машину? "Бревно с крыльями". Нечто угловатое. (Крайне любопытная перекличка)»
Веселый Джо (в свое время непосредственно общавшийся с участниками поисков камня Аусина) напомнил, что издали упавший вертолет напоминал сильно разрушенную скалу останец. Да и в близи кое у кого, то и дело возникало ощущение, что он каменный…

Что же касается первой байки - «эвакуации» незадачливых поисковиков на «черных вертолетах», Веселый Джо припомнил следующую байку:
«Мне рассказывали, что у геологов якобы есть следующая легенда: Если партия попала в беду, а связи с «большой землёй» нет — всегда можно вызвать так называемый «чёрный вертолёт». Даже по вдребезги разбитой рации. Даже если вообще никакой рации нет. Можно, можно, всегда можно. Надо просто знать, как. А все бывалые геологи знают. И вызванный вертолёт обязательно прилетит. Прилетит обязательно. И странные люди в полярных масках, скрывающих лица, помогут загрузиться в просторное брюхо винтокрылой машины всем, кому нужна помощь.

С ними, с этими людьми, лучше не ссориться. Нужно делать, что они велят — да и желания с ними спорить обычно не возникает. Они молчаливы, но их безмолвные распоряжения хорошо понятны. И ещё: сколько их всего, неизвестно. Немного, но сосчитать никому не удавалось, все сбивались и путались. Впрочем, когда чёрный вертолёт прилетает, ясный разум, обыкновенно, мало у кого присутствует, да и дела поважнее есть. Забирают эти странные вертолётчики всех. Всех, кто не против с ними лететь — а это, как правило, вся партия, потому что без крайней необходимости чёрный вертолёт не вызывают…

У этой легенды существуют и вариации. Некоторые утверждают, что «эвакуаторы» обычно доставляют на «большую землю», к цивилизации — только одного. Именно того, кто вертолёт вызвал. Что происходит с остальными — никто не знает. Считается, что они пропадают навсегда…»
Заинтригованный этими сообщения я (И. Павлович) копнул в Интернете поглубже и обнаружил: В ряду городского фольклора, так или иначе присущего современной постиндустриальной цивилизации, особняком стоят легенды о Черных вертолетах. Появилась они примерно в 80-х гг прошлого века и оперирует образом, похожим в некотором роде на классическое НЛО. Только это не тарелки, а самые обычные вертолеты. Ну вертолет и вертолет, скажите вы, что в этом такого? А вот и нет. Во-первых конечно же цвет, абсолютно черный и не бликующий. Во-вторых, отсутствие каких-либо опознавательных знаков. [Легенда о черных вертолетах https://bar-chk.livejournal.com/659763.html (дата обращения 15.01.2022 г.)]

Мне также показалось, что эмоционально эти байки крайне близки теме черных машин… И сегодня отдельные жители бывшей Страны Советов помнят, наверное, много рассказов об опасных вещах, которые они слышали во дворе, на перемене в школе и в пионерском лагере. Эти истории рассказывали дети, но порой за ними стояли совсем не детские страхи. Так, одной из таких легенд является легенда о черной машине, похищающей детей, которая была особо популярна среди поколения 1970–1980‐х годов.

Игорь ПАВЛОВИЧ
Источник



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.