Статьи > Миражи над Жигулями > История и природа Самарской Луки

Амазонки Самарской области

 
Жигули издавна называли гнездом свободы и краем легенд. Особое место в этих легендах принадлежит женщине, ведь Самарская область — место жительства дев-воительниц.

Старинные карты и раскопки археологов подтверждают статус региона как «женского края». На итальянское карте 1459 года регион обозначен как «Амазония». Старинные карты и раскопки археологов говорят о том, что в I тысячелетии в Среднем Поволжье жили савроматские племена, в которых женщины занимали почётное место, были и жрицами, и хозяйками, и солдатами. По всей территории области в разное время историки находили древние захоронения женщин, в могилах которых оказывались не только бусы и румяна, но и железные кинжалы и наконечники стрел.

Самая впечатляющая находка, которую нашли археологи близ села Сиделькино Челно-Вершинского района, – могила сарматки, жившей здесь в III веке, у которой в молодости была отрублена кисть правой руки каким-то острым оружием.

Почему далёкие потомки греческих амазонок вынуждены были становиться воинами? По словам археолога Самарского областного историко-краеведческого музея Дмитрия Сташенкова, мужчины этих племён отправлялись на заработки, нанимаясь по контракту в римские войска, так что женщины оставались не только хозяйками очага, но и заградительным отрядом на пути врагов. Возможно, именно из-за этих дев-воительниц почти до середины XIX века горы Жигули носили название Девьи.

Существуют легенды в нашем крае, в которых встречаются образы женщин. Например, женщина-воительница - богатырша УСОЛКА.Одна из легенд гласит: «Пришли однажды кочевники, побили мужиков и расположились ночевать на реке. Тем временем одна женщина за ночь собрала остальных баб, посадила их на коней, вооружила, и в ранний предрассветный час напала на врагов. Разгромила и угнала в заволжские степи». Слезы и мольбы людей заставили ее взяться за оружие еще раз, когда Усолка состарилась. Пришлось опять ей защищать родной край от врагов. Вот как описано это сражение: «Села тогда старуха-богатырша на застоявшегося коня с густой серебристою гривой, взяла саблю в одну руку, пику в другую, да и порубала всех, а кого не убила – разбежались». (Д. Садовников «Богатырка Усолка»)

Легенды рассказывают также о 12 БОГАТЫРКАХ, меряться силой к которым приходили «добры молодцы» и «калика перехожий». При устье Усы когда-то рос высокий дуб, под корнем его таилось чудное подземелье. В нем жили 12 удалых сестер, выходивших на крутые приволжские яры воевать «татарву неверную». «Двенадцать лет жили тут сестры-богатырки, и не было им витязя под силу, и не было им доброго молодца на утеху. Сколько ни приходило удальцов, всех молодые девушки великой своей силой валят оземь, как колос в поле. Наконец приходит к ним из святорусской земли калика перехожий. Ростом он мал, бородою сед, ногами крив». Заметили калику перехожего девы и даже бороться с ним не хотели. Только самая младшая «схватилась» со стариком, но и опомниться не успела, как он «бережно положил ее на шелковую мураву».

Вслед за ней уже вышла на борьбу другая сестра, а за ними и остальные. Так их всех поборол старик до единой. «Гой еси ты, калика перехожий, много ли у вас на Руси богатырей таких?» – спрашивают сестры. – «Что я за богатырь? Сами видите: и сед, и мал, и ногами крив. Самый я последний и из последних на русской земле, самый немощный из придорожных старцев». И затуманились сестры-богатыри, видно, почуяли, что придет сюда из Руси сила великая и всю их землю под себя возьмет». Девушки были сестрами, и это, скорее всего, не кровное, а родовое родство – они были одного рода-племени. Что касается количества сестер богатырок (их в легенде 12), то именно столько скальных выступов-утесов на теперешнем Молодецком кургане, а точнее именно 12 выступов-утесов на настоящей Девьей горе.

Но самое главное, что они все были девами. Считалось, что девушек скифы и сарматы обязывали убить несколько врагов до вступления в брак, что именно девичество давало юным скифянкам необыкновенную силу, которая утрачивалась с его потерей. А победа над девами калики-перехожего – это признание победы русских мужчин-богатырей над нашими древними девами – богатыршами. Возможно, поэтому курган и «поменял пол», став Молодецким, а двенадцать дев-богатырок остались скалами на новом лике Молодецкого кургана.

Образ женщины-заступницы встречается в легенде о МАНЧИХЕ. Согласно легенде, в селе Подгоры жила в давние времена атаманша Маня Чиха. В малом возрасте потеряла она родителей, поэтому воспитывал ее дедушка рыбак Андрей Сомов. Красотой была она в мать: высокая, синеглазая, а силы и смелости хоть отбавляй. Пришло время, узнала Маня, что родители ее погибли от рук богатеев, поплакала, а потом «вытерла слезы, встала, посмотрела на Волгу и громко сказала: «Когда вырасту, не жить князьям и боярам!». Сдержала свое слово Маня. Когда выросла, стала она грабить богатых, а все добытое раздавала беднякам.

В молодости жила она в шайке разбойников, научилась верхом скакать на коне и саблей владеть, за что и получила у разбойников уважение, стала их атаманшей. Внешний облик ее менялся. В разные наряды она наряжалась. Когда разбойники на барские поместья нападали, она становилась старухой, во всем черной, в седом парике, страшная, словно смерть. А в стане у себя да среди бедняков была красивая, молодая, какие бывают только в сказках. Слава о вольнице ее все села на Волге облетела. Трудовые люди у Манчихи от господ защиты просили. Для них она была заступницей.

Еще одна из страниц нашего края рассказывает о богатырке БОРИСЛАВЕ: «Задолго до того, как на Волге-реке объявились дружины Стеньки Разина, родилась тут, у самых жигулевских круч, русская богатырша. Отец с матерью нарекли ее Бориславой. И до этого были на Руси богатырши и красавицы. Но такой, как Борислава, дочь крестьянская, никто отродясь не видывал». Сватались к ней и князья вельможные, и сынки боярские, и купцы заморские, но Борислава и глядеть на них не хотела. А того, кто продолжал домогаться, по пятам за ней ходить, вызывала на поединок. «И при всем честном народе говорила: - Кто меня поборет, за того и замуж выйду... Только не было тогда витязя, равного ей по силе. Всех она наземь валила, как колос в поле.

Наезжали из-за Волги свирепые степняки, чтобы полонить волжанку…». Тогда на помощь ей съезжались русские люди из окрестных сел: из Услады и Старого Буяна, из Бинарадки и Большой Царевщины и прогоняли прочь чужеземцев. Любили люди ее за доброту: встретит доброго человека, последним куском поделится, попадутся в пути бурлаки – встанет с ними лямку мужицкую тянуть. Легенды говорят: «Нагляделась Борислава на людское горе, наслушалась разных жалоб да песен заунывных, и переполнилось ее сердце чужими болями». По приказу царя приехали слуги полонить красавицу. Прогнала она царских слуг. Не захотела она с этим мириться, отправилась с молодцами, любившими «волю пуще жизни», воевать против басурманов и вывезла с басурманских краев несметные сокровища, которые захоронила в Жигулевских горах и завет свой на них наложила, что достанутся они тому, кто вызволит свой народ от царской неволи.

В легендах и преданиях Самарского края ярко вырисовывается образ хранительницы – ХОЗЯЙКИ ГОР. Подобно Хозяйке Медной Горы Урала она является повелительницей подземных пространств, куда допускает лишь избранных. Местные жители рассказывают, что Хозяйка хорошо относится к добрым людям, а белые старички, которые ей служат, помогают заплутавшим странникам найти дорогу домой.

Источник



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.