Статьи > Аномалии

Инициатический путь Сантьяго

 
Говорить о загадке Компостелы и Пути Сантьяго — значит вспоминать множество традиций, легенд и мифов, связанных с этой святыней, которая является достоянием не только Испании, но и всего мира.

Какую тайну хранит Компостела? Кто он, Сантьяго, и что представляет собой его Путь, если даже в наш век материализма и безверия, когда предпочтение отдается вещам конкретным и рациональным, по-прежнему сохраняется глубокое почитание этих символов?

Попытаемся в общих чертах рассказать о загадке Пути Сантьяго и о его конечной цели — о Компостеле.


История и миф

Существует общепринятое жизнеописание Сантьяго (св. Иакова) с некоторыми событиями и датами, которые мы обычно принимаем за неимением других данных, но все это, скорее, предположения, чем факты.

Первая загадка — сама личность св. Иакова Старшего. Иаков, сын Зеведея и Саломеи, считается братом Иоанна евангелиста. По преданиям, он следовал за Иисусом Христом с самого начала его проповедования. После распятия Христа апостол Иаков посвящает себя распространению учения. Сначала он проповедует в Иудее и Самарии, а затем едет в Испанию. Во враждебной среде, где практически никто не хотел его слушать, он, тем не менее, приобрел учеников: одни говорят, что их было десять, другие — семь, третьи — три, а четвертые (и это самая распространенная версия) утверждают, что ученик был один. Он сопровождал св. Иакова в странствиях по Испании, и этим учеником был пес. Собака, постоянно сопровождавшая св. Иакова,— один из ключевых символов, позволяющих приблизиться к разгадке тайны Пути Сантьяго.

Не добившись успеха в Испании, св. Иаков вернулся в Иудею, где был казнен по приказу Ирода Агриппы. Несколько верных учеников из Иудеи спасают тело Учителя: отдавшись на волю судьбы, они уплывают с ним в ладье без руля, с тем, чтобы она доставила тело святого туда, где ему назначено покоиться. Ладья прошла невероятно долгий путь и наконец достигла берегов Галисии неподалеку от города, который римляне называли Ириа Флавиа (сегодня он известен как Падрон), в нескольких километрах от города Сантьяго-де-Компостела. Ученики св. Иакова высадились на берег, и, согласно одной из версий, повезли тело своего Учителя на повозке, запряженной быками. Как и ладьей, быками никто не правил, и когда они остановились, ученики решили, что идеальное место для захоронения Учителя найдено.

По другой версии, более замысловатой, ученики с телом Учителя отправились к таинственной королеве, которая правила тогда в Луго. Имя королевы — Лупа (Волчица) — и название местности (Луго) символически связаны между собой, о чем еще будет рассказано (Луго—Луг—Волк).

Ученики обратились к королеве за разрешением захоронить тело, поскольку она знала Учителя еще в те времена, когда он проповедовал в Испании. Но королева устроила им западню: на том месте, где, в соответствии с ее указаниями, они должны были найти смирных волов, готовых везти повозку, их ждали дикие быки. Однако благодаря вере и магическим символам быков удалось приручить. Ученики впрягли их в повозку, и те помогли выбрать место для захоронения, предназначенное судьбой. Говорят, это была священная гора Аро; согласно другим преданиям, это был дворец королевы Лупы. Пораженная тем, что люди, посланные ею на верную смерть, вернулись невредимыми, она предложила свой дворец в качестве места погребения св. Иакова.

Более древние предания повествуют о том, что, высадившись на берег Испании, ученики оставили тело своего Учителя у огромной скалы. Охраняемое магической силой, оно погрузилось в скалу, словно та была из масла, а не из твердого камня; в скале образовалось углубление в форме человеческого тела, и она стала подобием саркофага. Согласно этим преданиям, символическое значение приобрел не только каменный саркофаг, но и маленькие ракушки, прилипшие к ногам учеников св. Иакова, когда они несли на берег тело того, кто преодолел невероятное расстояние, чтобы найти место своего упокоения. О последующих восьми веках история умалчивает.

В 813 году отшельник Пелахио заметил, что по ночам над вершиной холма виден странный свет. Не решаясь принять решение самостоятельно, он пригласил из Ирии Флавийской епископа Теодомира, чтобы тот высказал свое мнение об этом чудесном феномене. По приказу епископа в этом месте начали копать, и, на удивление, нашли погребенное тело, в котором епископ узнал св. Иакова Старшего.

Каким образом спустя восемь веков удалось точно определить, что тело принадлежит св. Иакову Старшему, остается тайной.

Впоследствии в ознаменование этого чуда на месте погребения была возведена часовня; с тех пор Сантьяго совершил множество чудес, оказавших значительное влияние на ментальность народов Пиренейского полуострова. К месту упокоения святого совершаются паломничества, поскольку считается, что оно обладает магической силой. Туда приходят в надежде соприкоснуться с этой силой и часть ее унести с собой.

Битва с маврами при Кловихо, происходившая в 844 году, также связывается с именем Сантьяго. Согласно преданиям, он появился на бранном поле на белом коне, вооруженный знаменитым мечом, который потом стали называть «Крестом Сантьяго». Этот меч, он же и крест, стал символом оружия, с помощью которого Сантьяго побеждает всех своих врагов.

В 899 году Альфонс III начинает строительство базилики Сантьяго, закончившееся в конце первого тысячелетия. К сожалению, базилика была уничтожена Альманзором. После того, как миновала опасность вторжения мавров, на этом месте начинают возводить настоящий собор. Древняя базилика оказывается погребенной внутри собора как подземная крипта. Епископ Сантьяго Диего Хельмирес посвящает себя изучению традиции, магического смысла паломничества. Он добивается того, чтобы 1100 год (когда праздник Сантьяго выпадал на воскресенье) был провозглашен Папой Годом Сантьяго Компостельского.

План собора Сантьяго свидетельствует о том, что ось его ориентации на восток-запад несколько отклоняется к северу. Такое отклонение связано с наклоном земной оси, и его можно наблюдать почти во всех церквах конца Средневековья; оно характерно и для большинства мегалитических дольменов.

Со временем оказалось, что собор не может вместить в своем портике всех паломников. Учитель Матео (еще одна загадочная фигура в истории Компостелы) получает задание расширить западный портик. Так появляется Портик Славы. В его нижней части находятся символы животного мира, над ними изображен мир человеческий, где слева — пророки Ветхого Завета, а справа — апостолы; в центре находится фигура Сантьяго, а верхнюю часть композиции занимают изображения Христа и четырех евангелистов.



Символизм

Начнем со слова «Компостела», которое имеет несколько возможных толкований. Согласно наиболее известному варианту, оно произошло от латинского «сampus stellae» («звездное поле»), что связано с сиянием и звездами, которые наблюдались над местом погребения еще до его открытия в IХ веке. Этот вариант выглядит достаточно достоверным, так как на протяжении всего Пути Сантьяго, от города Хака (Jaca) до Компостелы в топонимике встречаются слова «estrella» или «estela» («звезда»). Это наводит на мысль, что Путь Сантьяго представляет собой звездную дорогу, ведущую к определенной цели — звездному полю, звездной горе или звездному святому.

Второе объяснение названия идет от латинского «compostum» — кладбище. На этом месте было найдено тело святого, следовательно, Компостела является священным некрополем.

Существуют также попытки связать происхождение названия с алхимическим термином «компост». На символических изображениях Великого Делания над магическим сосудом со смесью (compost) рисовали звезду, что было знаком того, что работа проведена успешно и цель достигнута.

Можно упомянуть и версию Карпентьера, который утверждает, что Компостела происходит от слова «Сompos», которое на древних языках означало «Учитель», и тогда «Компостела» означает «Звездный Учитель».

В любом случае слово «Компостела» имеет глубокое символическое значение, и его возникновение не случайно.

Что касается имени Сантьяго, возможно, нам будет легче проследить его символизм во французском языке, благодаря тому, что французский и испанский имеют общие корни. По-французски «Сантьяго» звучит как «Жак» (что соответствует английскому «Джек»). В течение долгого времени эти имена использовались не как имя собственное, а как определение для обозначения людей, особо сведущих в строительстве, разбирающихся в математических пропорциях и знающих законы сакральной архитектуры.

Все эти мудрецы были «Жаки», или «Яго», как это звучало по-испански. Баскское «Хоакин» и сегодня означает «мудрый человек» и, очевидно, имеет общий корень со словами «Джек» и «Яго». Можно добавить, что имена Жак и Яго означают не только мудрого и знающего архитектора; во французском языке имя совпадает и с особенной формой произношения слова «Jars», что значит «гусь».

Итак, Сантьяго, возможно, и есть св. Яго (San Jago), потому что в Испании никогда не говорят «San Santiago» (св. Сантьяго). Как мы уже выяснили, во французском, английском, баскском и испанском языках это имя означает нечто большее, чем просто имя собственное; оно используется для обозначения людей, обладающих одинаковыми способностями, владеющих одним и тем же видом знания. Это родовое имя, подобно именам «Менес», «Зороастр» и другим.

Поэтому нас не должно удивлять существование категории «Жаков», или «Сантьяго», которые были умелыми строителями и архитекторами, владевшими тайнами природы и мироздания. Все это, тем не менее, не отрицает существования апостола Сантьяго (св. Иакова Старшего), которому в христианстве посвящено паломничество по Пути Сантьяго. Не будем забывать, что город, в котором начинается этот Путь в Испании, называется Хака (Jaca).

Путь Сантьяго — это не что иное, как отражение на земле волшебства Млечного Пути. Млечный Путь ведет в созвездие Большого Пса; перед Сантьяго на его Пути к священному холму идет пес. В древности Млечный Путь называли радугой кельтского бога Луга. Путь Сантьяго мифологически связан с этим богом, который появляется то в виде волка (собаки), то как ворон — птица-вестник. Луг — темное божество, он черный, как перья ворона, как шерсть волка в ночи. Здесь двойное таинство: когда Луг находится на земле, когда он идет по Пути Сантьяго, он — волк-пес, а когда Луг идет по небесному пути, он — ворон, у него есть крылья, и он может вести, показывать дорогу в звездном мире.

С доисторических времен человек знал, что на земле существуют особые энергетические места. Так же, как на нашем теле есть точки, где можно измерить пульс, на земле, которая является огромным живым организмом, есть места, где теллурические силы (ее внутренний пульс) ощущаются с особой силой. В древности, учитывая эти точки, люди прокладывали дороги, символически соответствующие венам и артериям — каналам, по которым циркулирует наша кровь. Таким образом, прокладывая дороги, человек, движимый мистическим чувством, шел к цели паломничества и одновременно соприкасался с энергетическими центрами земли.

Крест — один из наиболее древних символов; в нем отражена связь между горизонтальной силой, объединяющей жизненные центры земли, и вертикальной силой, которая приносит на землю энергию звезд. В жизненных центрах земли происходит встреча звездных и теллурических энергий. Земная энергия движется, подобно огромной реке, и в определенных местах пересекается с небесной, образуя крест. В местах пересечения энергий обычно располагается храм.

Следует отметить, что там, где находятся соборы, церкви и другие места паломничества, прежде уже были священные сооружения. Под ними раскопки открывают еще более древние, и исходным, как правило, оказывается священный колодец, пещера или ниша. Компостела — не исключение, потому что нынешний собор возведен на руинах других, более древних, а еще раньше там были римский храм и священный колодец кельтов.

Очевидно, что выбор места, на котором возводили храм, был связан с тайной сочетания теллурических и космических сил. Это относится и к Компостеле, и к Пути, который издревле считался священным.

Путь Сантьяго — не единственный путь, ведущий с востока на запад, который практически точно проходит по земной параллели. Севернее есть еще два пути, ориентированные таким же образом: один во Франции, другой в Англии. Интересно отметить, что города, стоящие вдоль французского и английского путей, имеют множество совпадений в названиях, символах и сооружениях с Путем Сантьяго. На каждой из этих дорог встречаются дольмены, мегалитические сооружения, города, связанные с символикой собаки или волка; все эти дороги заканчиваются на Западе, у моря или реки с крутыми, обрывистыми берегами, в местах труднодоступных и в то же время легко обороняемых.

Если эти дороги совпадают с параллелями, знаменующими течения теллурических энергий, то естественно возникает вопрос: кто построил эти дороги, намного более древние, чем христианский путь св. Иакова?

Известно, что во времена, когда началось паломничество, путь как таковой уже существовал. В IX веке, когда обнаружили тело св. Иакова Старшего, все города уже имели названия, связанные со звездой, волком, гусем или вороном. Кто были те люди, обладатели фантастических способностей, сумевшие определить направление дорог, совпадающих с направлением земной параллели, практически безо всякой погрешности? Кто связал все легенды и символы, встречающиеся в топонимике пути, в единое целое?

Исследователи обнаружили ряд интересных подробностей: большая часть символов этих дорог, ведущих на запад, связана с морем. Раковина Сантьяго — морской символ, как и другой, очень важный, символ — символ гуся. В легендарные времена у кельтов и докельтских народов существовал священный символ, символ затворничества, погружения в себя, символ религиозной общины — это гусь, особенно гусиная лапа, отпечаток которой очень похож на трезубец Посейдона, бога-покровителя культур, связанных с Атлантидой. Звездный путь накладывается на Путь Гуся и Раковины.

Все эти народы, все эти дороги связаны с символом лапы гуся и раковины (которая, если присмотреться, тоже напоминает по форме лапу гуся). Но, кроме того, у этих народов есть ряд традиций, связанных с морем. Они откуда-то пришли, и им нужно было высадиться на землю, на высокие берега, чтобы спастись от катаклизма, от великого потопа.

Мы видим, что кельтские традиции повторяют традиции Древнего Египта, Индии и Греции. Все они говорят о великом катаклизме, постигшем Атлантиду, и о тех, кто остались в живых со своими знаниями, традициями, образом жизни, и выбрали для продолжения своего дела самые высокие места, которые были им доступны.

Разве такими областями не могли оказаться Кантабрийские и Пиренейские горы, Атласские горы в Африке или Кавказ, или даже Тибетское плоскогорье? На самом деле, всегда, когда мы находим следы древних цивилизаций, они оказываются расположенными в горах; и память этих цивилизаций о предках хранит много общего.

Одним из важнейших символов у всех этих народов был лабиринт, иначе говоря, символ Пути. Разве лабиринт не является дорогой, ведущей к центру? Наверное, наиболее известен лабиринт Древней Греции, критский Лабиринт. Пройти его можно было только пользуясь магической формулой, а найти выход из него было не так-то просто. Нет такого народа, который не имел бы своего лабиринта. Геродот писал о египетском лабиринте, но он до сих пор не найден. Были лабиринты и у кельтов; изображения лабиринта мы находим на многих камнях на Пути Компостелы и на камнях тех дорог, которые проходят севернее, во Франции и Англии.

Что такое лабиринт? Как символ Пути — это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния неподвижности, инертности. Это также символ Инициации. Все цивилизации стремились к тому, чтобы побуждать человека к росту, заставить его сделать первый шаг, пройти Путь, Лабиринт, выдержать ряд испытаний.

Путь Сантьяго не является Лабиринтом, поскольку представляет собой почти прямой участок дороги от города Хака до Компостелы. Однако он вписывается в огромный двойной лабиринт (часть которого лежит на территории Франции, а часть — в Испании) со всеми городами, которые в своем названии отвечают принципу Лабиринта либо соотносятся с принципами бога Луга или ворона.

Символ Лабиринта позволяет нам понять, что Путь Сантьяго представляет собой нечто большее, чем просто дорогу, он состоит не просто в том, чтобы дойти до Компостелы. Не так важно прийти в Компостелу; важно пройти Путь. Самое важное — находиться на Пути, проходить свои испытания. И неслучайными являются семь врат горы, семь преград, или семь испытаний, которые надо преодолеть, чтобы одержать победу — дойти до Компостелы. Нас не должно также удивлять, что Компостела находится в месте, которое связано с такой древней традицией, как например приход Ноя или Геркулеса в Галисию. Может быть, это легенды или мифы? Хотя несколько фантастично говорить о прибытии Геркулеса в Галисию, но до сих пор в тех краях бытует предание о том, что Геркулес, укротивший быков Гериона, побывал на этой земле.

Что касается высадки Ноя в Галисии, то это — часть богатейшего, универсального мифа о всемирном Потопе, который связан с гибелью Атлантиды или ее последних территорий, затонувших около двенадцати тысяч лет тому назад. Естественно, что существовали и мореплаватели, которые должны были где-то высадиться. И надо учитывать, что имя Ной — как и многие другие — это родовое имя, которое может означать многих мореплавателей, прибывших после катастрофы в разные точки галисийского берега.

Приведем еще одно любопытное совпадение: Ной, прибывший в Галисию на реку «Ноя», напоминает другого Ноя, о котором говорится в преданиях американских майя. После страшной катастрофы на море он принес им знания, которых у них не было. Какие это были знания? Земледелие, скотоводство, строительство... Этот Ной научил народ майя виноделию: впоследствии и виноград, и вино они стали называть «ной».

Выжившие после Потопа жители Атлантиды старались передать другим народам все свои знания. Как они это делали? В древности применялись типичные формулы, которые использовались для обучения: правила строительства, способы обработки камней, способы написания знаков на камнях таким образом, что ни время, ни непогода не могут стереть их. И эти формы были достаточно надежны, потому что до сегодняшнего дня мы продолжаем читать их, хотя порой и не знаем древних языков.

Существует одно объяснение по отношению к Пути Сантьяго, позволяющее нам принять эту древнейшую традицию; речь идет о людях, пришедших с моря, чтобы передать свои знания. Они вынуждены были осесть среди новых народов, но, несмотря на это, продолжали тосковать по своему утраченному миру, находящемуся на западе, в море; и они строят дороги, ведущие к морю, на запад, дороги, ведущие к новой встрече со своим прошлым, со своими предками. Эти люди тысячи лет жили своими воспоминаниями и верованиями. В Испании всегда была очень развита способность хранить символы, мифы, традиции, так что даже христианизированные, они сохраняли свою чистоту и высокий дух.

Когда на Пиренеи пришли первые христиане, они обнаружили, что люди уже имеют глубокие традиции и говорят о Пути, о Звездном Поле, куда идут по лабиринту, который нужно пройти, чтобы возродиться внутренне. Эти представления невозможно было искоренить, оставалось только христианизировать их. Два ордена взяли на себя эту задачу: орден Клуни и орден Храма. Начиная с 1000 г., они присвоили все сооружения, и со временем древние символы начали приобретать значения, которые сегодня полностью согласуются с христианством.

Существуют разные гипотезы по поводу того, как возник необыкновенный «Крисмон», символ, встречающегося на всем протяжении Пути Сантьяго: это шестиконечная звезда, образованная сочетанием букв «Х» и «Р» (начальные буквы слова «Христос»). Есть предположение, что он составлен из двух лапок гуся, одна из которых направлена вверх, а другая вниз; его можно получить и пересечением буквы Х вертикальной чертой. Дело в том, что это также один из символов сердца лабиринта — удивительного места, где тот, кто прошел Путь до конца, находит то, что искал.

Точно так же множество других символов — звезда, раковина, ворон, волк, собака — трансформировались в христианские и были приняты как символы, связанные с паломничеством.

Религиозные ордены, преобразовавшие символы в христианские, основывали настоящие общины, братства строителей, «детей Учителя Сантьяго». Того Учителя Сантьяго, о котором уже никто не мог точно сказать, был ли это тот, кто приплыл на барке, или тот, кто сражался с маврами, или речь идет лишь о мифологическом образе. Каждый из этих символов, запечатленных в камне,— это подпись, формула братства, формула знания. На многих соборах и замках Испании можно увидеть эти знаки, выгравированные на камне.

Эти братства создавались на основе нового понимания работы. И так появляется важнейший вид мистики: мистика работы — той, что делается руками; той, что проникает глубоко; той, что длится и может передаваться.

И Дело продолжает жить. Путь Сантьяго будит воображение людей своими символами и тайнами. Возможно, оживает понятие духовного приключения, внутреннего возобновления, которое обретается в долгом Пути. Есть еще люди, которые мечтают о трансформации и надеются вернуться в те точки земли, где энергии сочетаются, образуя настоящий мост между Богом и людьми.

Надо снова пройти одно из самых главных испытаний: преодолеть страх перед неизвестным, страх смерти, которую символически представляет солнце, исчезающее за горизонтом, на западе — там, где заканчивается Путь. Надо набраться смелости, чтобы выжить в нашем мрачном веке, как выживали древние люди в период ужасных катастроф. Надо осмелиться пойти на Запад, где каждый, теряя иллюзорное, обретает свое истинное существование. Так Посвященные, лишаясь жизни, обретают Жизнь настоящую.

Заканчивая путешествие по Пути Сантьяго, мы находим странные курганы и гробницы на самом берегу моря, в Ное. Что это — настоящие захоронения или священные камни, начертания на которых напоминают нам древние надписи инициатического знания? Путник останавливается здесь в одиночестве, и усталость открывает неведомые двери мыслям и чувствам; взгляд его скользит по знакам на камнях в поиске древнего знака, оставленного паломником, участником Мистерии, жаждущим вернуться на свою небесную родину.

Делия С. Гусман


А здесь вы сможете прочитать рассказ Ирины Миры, как она прошла свой Путь Сантьяго.
.
.
.



 

Комментарии :

Анонимный   2006-08-28 04:27 #41  

Как хорошо вы написали! От сердца спасибо! В среду я уезжаю в Испанию, чтобы пройти мой Дивный Путь Сантьяго. Обнимаю вас всей душой и благодарю.

Анонимный   2006-08-28 14:25 #42  

Анонимный   2006-10-20 09:15 #50  

Как прошли ? Через месяц попробую пройти!!!

Ищущий   2006-12-26 21:38 #59  

Люди, а можно в подробностях,как это всё происходит? То есть что мне нужно сделать, чтобы совершить это паломничество(ну кроме как оторваться от дивана)??

Анонимный   2007-02-21 20:05 #66  

Я давно мечтаю пройти свой Путь. Но можно это сделать как-нбд организованно? как получить визу, билеты, кто занимается таким видом "туризма"?

Глаза   2007-04-02 05:35 #76  

Люди!
Так как "организоваться" и пройти Путь?

Картер   2008-05-04 23:17 #121  

Сам очень хочу совершить поломничество,помогите пожалуста-куда можно обратиться?

Astronomy   2008-08-14 22:57 #124  

Народ, кто хочет пройтись этим путём или любым другим? Пишите мне я тоже хочу)
ICQ - 471522272

Irina Mira   2008-09-14 20:10 #125  

Я в этом году прошла Путь! Если кому интересно, могу поделиться впечатлениями и опытом организации поездки. irina-mira@inbox.ru


«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.