Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Остров Коровий. Часть I.

 
История[/center]
Коровий остров расположен к западу от современного места слияния рек Волги и Самарки, и с севера омывается Волгой а с юга ограничен протокой Сухая Самарка. «Коровий остров - место излюбленного отдыха горожан (жителей города Куйбышева)» - так характеризует это место составитель путеводителя «Жигулевская кругосветка» А. Соболев, 1965 год.
Довольно странное утверждение о месте практически неизвестном в настоящее время, изолированном острове, сплошь заросшем кустарником и невысокими деревьями.

Но все же воспоминания некоторых самарских старожилов позволяют утверждать, что ранее приведенное высказывание, возможно имеет (или имело) под собой некоторую основу. Сохранилась память, о зимних лыжных походах на остров и о катании там с высокой и крутой горы. (Вот только называют эту гору по разному, кто - «Светлой», кто - «Белой». И нет ни какой горы на современном острове Коровий. Нет - или все же есть?) Причем сохранилась память даже о том, что лыжная траса с этой горы прокладывалась так, что ряд особо крутых поворотов, проходили рядом с большими соснами. И частенько зазевавшийся «вписывался» в дерево, после чего возвращался домой с разбитым носом.

В конце весны, в начале лета на остров ходили купаться. Вроде как было там большое и чистое озеро («теплое озеро»), где вода прогревалась до вполне приемлемой температуры уже к концу мая. (Тоже совершенно не ясно, что это за озеро и какое оно имеет отношение к обозначенному на современных картах озеру «Штаны».) На острове проводились и первые «Зарницы», так же оставившие довольно яркие воспоминания у своих участников.Но к концу ХХ века данная территория была практически забыта, только на западной оконечности острова сохранялась действующей небольшая судоремонтная база.
Вероятно одно из первых сохранившихся официальных упоминаний об этом месте датируется 1908 годом. Это Докладная записка председателя городской комиссии по вопросам о перенесении места (городских) свалок на Коровий о-в. (Самара, 1908)

При более тщательном поиске в городском архиве удалось найти Пояснительную записку (за №8377) «К проекту (обустройства) водостока города Самары» подготовленную группой специалистов (и что крайне любопытно) в городе Франкфурт на Майне, датируемую 14 ноября 1907 года. Там в частности говорится: «Склоны на которых расположена Самара, дают возможность большую часть вод (канализационных и ливневых стоков) отвести на очистную станцию, расположенную на Коровьем острове без применения искусственной перекачки…»

Таким образом в поле нашего внимания попадает некая очистная станция, расположенная в начале ХХ века на острове Коровий.

Необходимо отметить, что в конце XIX века генеральный план развития быстро растущей Самары был крайне отличен от современного. В первую очередь планировалась застройка и реконструкция районов прилегающих к реке Самарка. Волжский склон считался не благоприятным и отводился лишь под технические нужды. Снабжение города водой предполагалось за счет использования грунтовых вод, что и осуществлялось в период с 1886 по 1917 год. (Лишь с 1928 года снабжение водой было переориентировано на Волжскую воду, что к настоящему времени породило массу проблем.)

Разрабатывая тему «очистной станции» острова Коровий можно найти план создания весьма уникальной социально-технической структуры. В кратчайшие сроки на острове Коровий должен был появиться целый комплекс, включающий – «здания для машин», жилые дома для обслуживающего технического персонала, осветительные (?) и очистные сооружения, включающие в свой состав несколько осадочных и окислительных бассейнов. С городским хозяйством все это должно было соединяться как системой эстакадных мостов, так и подземно-подводным туннелем. (Необходимо отметить, что необходимость строительства современной городской системы водоснабжения и канализации, наиболее остро обозначилось в Самаре к 1875 году, когда в результате нескольких опустошительных пожаров город сильно пострадал.)

Судя по ряду косвенных свидетельств хотя бы частично данный проект был реализован. Даже можно сказать больше – вероятно он реализовался практически весь ХХ век. В частности, еще в 1974 году на берегу Сухой Самарки шло возведение уже второй очереди очистных сооружений города Куйбышева.

Но откуда взялась идея создания этой станции, да еще на острове? И более того, сохранились упоминания, что для ее технического парка должны были быть применены новейшие разработки немецкого инженера Рудольфа Дизеля.

Ну вот имя прозвучало. Прорисовалась чуть намеченная цепочка остров Коровий – Рудольф Дизель (1858-1913). И на какой то миг каким-то случайным образом пересеклись истории одного из гениальнейших изобретателей Европы и провинциальной Самары? Но вот только случайно ли оно «пересеклись»?

«16 февраля 1898 года Рудольф Дизель написал жене: «Запомни сегодняшнюю дату. Это день заключения моего союза с Нобилем и по всей видимости, рубеж для событий, которые потрясут мир…»»(Россия и мировой Бизнес, М:, Росспэн, 1996)

И тут «всплывает» еще один мало известный факт. В те годы именно в Самаре и именно на острове Коровий находилась одна из крупнейших нефтяных факторий «Товарищества Братьев Нобилей». (Удивительное дело но к настоящему времени даже сохранилось несколько фотографий этой фактории).

А далее в контексте технического оснащения технического парка острова Коровий упоминается еще один гениальнейший персонаж начала ХХ века Никола Тесла (1856-1943). Что нес миру невероятный союз нефтяных и динамитных королей Нобелей, инженерного гения Дизиля и научных прорывов Теслы? Кто знает…

Но Рудольф Дизель таинственно исчез с борта пассажирского судна, направлявшегося через пролив Ла-Манш с материка в Англию. С нефтяной империей Нобиля практически покончила первая мировая. История Теслы более запутана, но и он уже не мог свободно творить в эпоху Великой депрессии.

Далее с островом Коровий связаны отдельные слабо документированные истории.

Например такая. Каким-то образом с островом Коровий связывают размещение одного из отрядов «Черных гусар»… В сравнительно небольшой срок управления Самарой белочехами основные силы их речного флота были задействованы на контроль реки Самарки и охрану острова Коровий… 4 июля 1948 года устье Самарки и остров Коровий были охвачены огнем. Произошел сильнейший пожар с многочисленными человеческими жертвами. Согласно официальной версии его причина удар шаровой молнии в один из баков нефтехранилища… Согласно не осуществленным планам послевоенного развития речной флотилии на острове Коровий и на противостоящему ему мысу должны были быть возведены две гигантские башни-маяка, призванные регулировать весьма оживленное движение судов в этом районе. В последствии их собирались объединить, общей шлюзовой системой, необходимой для поднятия уровня воды реки Самарки, который в те годы стремительно падал… А вот как и, собственно, зачем мы сами исследовали остров Коровий в начале 90-х годов ХХ столетия это тема отдельного рассказа…

Взято с форума КРУГА.НЕТ



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2022
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.