Статьи > Миражи над Жигулями > Самарская Лука - аномальная зона

Самарская Лука: Мифические и обыденные представления о территории

 
Я хочу поделиться с вами некоторыми размышлениями и фактами о необычности территории Самарской Луки, представив их несколько в ином ключе, а именно - о традиционных народных представлениях об этой территории.

В моем понимании, цифра тех, кто сталкивается с аномальными явлениями, гораздо выше, чем прозвучавшие у предыдущего докладчика 10%. Я не берусь судить, как это можно объяснить, но обратите внимание, что обыденная культура и научная культура – они расходятся. Я приведу такой пример. Возьмите животное, известное человеку испокон веков – курицу. Поколения людей наблюдали за жизнью кур и ничего особенного в них не видели, пока один ученый не взялся изучать поведение кур. И он увидел, что есть у животных такое явление, как иерархия. Этот пример я привел для того, чтобы показать, что уфология как серьезное отношение к необычным явлениям, наверное, должна видеть совсем не то и не так, как видят обыватели. И тем не менее, я думаю, что представления обывателей, или представления традиционной культуры о необычных явлениях нашей жизни и нашей территории, они достойны специального рассмотрения, в том числе и научного.

Хотелось бы напомнить достаточно известный факт, что когда ученые говорят о происхождении Самарской Луки и Жигулевских гор, то говорят о событиях, которым до 300 миллионов лет. Именно тогда сформировались те отложения, которые мы сейчас видим в Жигулях в виде известняка – окаменевшего ила древних теплых морей. Может быть, именно тогда появились предпосылки тех необычных явлений, о которых мы говорим сегодня.

Эти события - горообразование - довольно длительные, они происходили около 100 миллионов лет подряд, а закончилось в Жигулях, грубо говоря, около 60 миллионов лет назад. Для нас важно, что Жигулевские горы возникли вместе с Кавказским хребтом и Альпийским хребтом. Отмечу, что на Русской равнине мы живем в необычном горном месте. Горный ландшафт определил и необычную форму русла Волги.

Многие события происходили за эти несколько десятков миллионов лет, и именно природные особенности этой территории сформировали необычную традиционную народную, или обыденную культуру (я буду объединять эти понятия, хотя некоторые ученые их разделяют).

Так вот, традиционная, или обыденная культура, имела на Самарской Луке несколько довольно ярких этапов. Обращу ваше внимание на один из ярчайших этапов формирования местной культуры, который происходил порядка 800 лет назад. Тогда здесь существовали племена так называемой именьковской культуры. Эта культура исчезла непонятно как – она процветала, жили здесь целые племена, и вдруг эта культура начала умирать. Ничего особенного в этом нет в историческом плане, потому что такие явления происходили по всей земле. Например, всем нам кажется, что Рязанщина, Муромщина, Владимирщина – это исконно русские территории. На самом деле, эти территории исконно финно-угорские, где местное население мирно слилось с русским населением, и возникла культура, которую мы сейчас определяем как русскую. Что-то похожее, возможно, произошло и с именьковцами, хотя археологи уверены, что именьковцы просто мигрировали из наших мест под давлением каких-то агрессивных сил (слово «агрессия» мне придется упомянуть на протяжении моего доклада несколько раз, но речь идет об агрессии не военной, а культурологической). Я имею ввиду, что какая-то другая культура полностью выжила с нашей территории именьковскую культуру.

Более близкие к нам по времени события связаны с приходом на нашу территорию волжских болгар. Они тоже проявили культурную агрессию, навязали местным жителям свои обыденные представления, чем также повлияли на изменение культуры.

Отмечу, что я сейчас говорю о тех периодах, которые, к сожалению, не оставили о себе никаких письменных свидетельств (по крайней мере, о них неизвестно).

Потом произошла культурная агрессия на другом, более зловещем, фундаменте – агрессия татаро-монгольского ига. Она полностью разрушила Волжскую Болгарию, а потом пошла дальше на Русь. В результате волжская болгарская культура, которая здесь процветала, просто-напросто зачахла. Археологи считают, что эта культура даже полностью вымерла. Хотя отдельные отголоски теплящейся культуры волжских болгар все-таки встречаются.

Был еще один очень яркий период, который предшествовал и именьковцам, и болгарам. Это период, когда здесь впервые началась жизнь оседлого населения. Надо сказать, что большая часть нижнего и среднего Поволжья была занята кочевыми племенами. И вот, в условиях окружения кочевых племен, появление здесь оседлого населения четко формировало обыденную культуру совершенно другого типа. Это тоже накладывало отпечаток на представления о мире и мифотворчество местного населения. Постепенно кочевые племена ушли. Считается, что их сдвинули в сторону Кавказа. А вот оседлое население было носителем и хранителем той культуры, которую можно было передавать от одного поколения к другому.

Был и еще один яркий период в культуре - это период разбойного времени, когда на Самарской Луке существовало четкое распределение труда по разбойному промыслу. Фактически все население занималось разбойным промыслом. Одни были нападающими (т.е. непосредственно разбойниками), другие шили для них одежду, третьи выращивали хлеб и скотину. В целом, это была достаточно слаженная система. Этот период также оставил на мифах, на обыденных представлениях местного населения очень много отпечатков. Они ярко проявляются и в современном мифотворчестве, потому что с исторической точки зрения происходили не очень давно.

Разбойный быт практически в несколько лет был полностью ликвидирован благодаря "мирной агрессии" русского государства, которое достигло высокого технического уровня. Например, на Волге стали плавать не деревянные, а железные суда. Их невозможно было грабить, и местному самаролукскому населению пришлось заниматься другим делом, а значит, возникла и другая культура.

Большинство населения Самарской Луки после разбойного времени стало заниматься крестьянским трудом. Было только одно необычное село, где крестьянским трудом никогда не занимались, это Рабочее село.

Все предыдущие культуры, которые существовали на этой территории, они достаточно легко поддавались на агрессивные влияния сторонних сил. Хотя, может быть, я четкую линию не сумел здесь провести от культуры к культуре, но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на какое обстоятельство. В современном мире на всем земном шаре самой агрессивной является городская культура, которая поглощает (буквально пожирает) традиционную культуру.

В основном, население идет жить в города. Городское население становится все более мощным фактором нашей жизни на планете. И именно городская культура ведет к тому, что традиционные мифологические представления о мире и о быте становятся однообразными. Это самое страшное, что может быть в любой системе. Дело в том, что любая система только тогда живет, развивается и процветает, когда она разнообразна.

Если города, и в частности, Тольятти, не сформируют концепцию формирования разнообразия культуры (т.е. будем просто поддаваться тому, что нам навязывает жизнь – моноизации культурной жизни), то нам придется пережить - может быть, даже на глазах сегодняшнего поколения людей, еще одну коренную ломку и смену традиционной культуры. Формирование программ по развитию традиционной культуры может дать возможность сохранить то, что еще донесло до нас время.

Что же касается аномальных явлений, то самым распространенным явлением, которое знают все жители Самарской Луки (подчеркиваю, что в значительно большем количестве, чем упоминавшиеся 10%), являются летающие шары. Летающие огненные шары на Самарской Луке – это обычное событие для любого жителя, который даже не пытается показать, что он что-то смыслит в уфологии. Даже может вообще не знать, что есть такая наука. Поэтому они не заинтересованы как-то себя возвеличивать передо мной, когда я веду опросы местного населения. На Самарской Луке я не нашел таких сел, где было бы неизвестно и непонятно это явление.

Имеется насколько устоявшихся названий таких шаров. Чаще всего русские называли такой шар летуном (или лятуном, в зависимости от того, из какой части России русские пришли на Самарскую Луку). Мордва (мокша) также четко определяет летающие шары, называя из словом "эйвсь". Наполнение мифологического содержания этого летающего шара везде достаточно четкое и в какой-то степени традиционно и для других территорий России. Это представление о том, что летающий шар – это обязательно дьявол в образе недавно умершего человека. Чем больше страдают родственники о недавно умершем человеке, тем более вероятно придет в этот дом эйвсь. Таково функциональное наполнение этой идеи.

Людей, которые не слыхали бы об этом явлении, я не нашел. Практически у любого жителя Самарской Луки все родственники (чуть ли не каждый) видели такое явление. Есть еще одна вещь, которая пока не обыгрывалась с точки зрения уфологии. Это появление т.н. шишиг на Самарской Луке. Шишиги есть не только на Самарской Луке, а во многих других местах Центральной России. Но все люди, которые рассказывали мне о шишигах, они обязательно подчеркивают: "Вот я сейчас тебе рассказывал сказку, побасенку…" (Есть много форм у народного фольклора). Но как только разговор начинается о шишигах, рассказчик подчеркивает: "… а это я уже тебе говорю правду".

Рассказывают местные жители про шишиг, что те похожи на людей, но людей "необычного вида", что они могли то исчезать, то появляться… То обстоятельство, что всегда подчеркивается правдивость этого события, наводит на размышления. Не мне делать какие-то выводы, я просто хочу заострить ваше внимание на этих фактах.

Есть еще одно интересное явление. В мировой фольклористике известна такая особенность, что фольклор любой территории, если на этой территории нет горной местности, практически не содержит образов, которые называются словом «великан». Так вот, на Самарской Луке шишиги и великаны – это два мифологических образа, немножечко похожие друг на друга.

В заключение хочу еще раз подвести вот к чему. У Тольятти, как у наиболее динамичного города в нашем регионе, есть все возможности сделать попытку и все-таки изменить свой менталитет ради того, чтобы поддержать и развивать разнообразие традиционной народной местной культуры. Это то, чем современные города и их сообщества практически никогда не занимаются, а нужно бы...

Во-первых, мы тем самым сохраним пласты знаний о необычных явлениях, имеющие в народе. Но самое главное, что мы сохраним силу культуры. Как говорил Д.С.Лихачев, культурные события, культурные явления можно оценивать только по вершинам, и эти вершины исчезают, если мы идем к моноизации нашей бытовой культуры.


РОЩЕВСКИЙ Юрий Константинович,
к.б.н., научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН, президент Общества содействия национальным паркам "Парквей" (г.Тольятти)
http://tltufo2002.narod.ru



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.