Статьи > Миражи над Жигулями > Самарская Лука - аномальная зона

О том, как Девичья гора пол поменяла

 
О том, как Девичья гора пол поменяла



Много загадок в Жигулях, всех не перечесть. И начинаются эти загадки уже с названий. Впервые наши горы упоминаются в "Книге Большому чертежу" 1627 года под названием Девьих:

"А по нагорной стороне по Волге от устья реки Свияги и до устья реки Самары и до Царицына берегом горы… Юрьевы и Девичьи и Змеовые и Корованные горы белого камени..."

- пожалуй, это первый документ, в котором наши горы названы Девичьими. Возможно, так называли их из-за дев-воительниц скифо-сарматских и савроматских племен, оставивших множество легенд о себе в наших местах. В Усолье бытует легенда о богатырке Усолке, одержавшей свою первую победу на реке, по которой она и получила свое имя.

Относительно названия самого начала Жигулей - гор близ Усолья - разночтений практически нет: еще голштинский посол и советник Адам Олеарий, побывавший в наших местах в 1634 году, называет их Соляными, после этого во всех источниках горы от Караульного бугра до Кабацкого оврага называются Усольскими, а далее до Усы - Березовскими - от названия деревни Березовки, а иногда и весь массив до Усы называется Усольским. Затем идет Жегулевские горы, Яблоневые, Морквашинские… Но вернемся к Адаму Олеарию:

" Вскоре затем имеется гора, а под нею река, или вернее, изливающийся из Волги рукав, который затем в 60-ти верстах за Самарою вновь вливается в Волгу. Название этого протока - Уса.

Местность здесь приятна на вид, но в то же время очень опасна для путешественника, ввиду удобств, которые она предоставляет для разбоя, особенно ввиду высоко стоящих здесь гор, откуда приближающихся людей можно видеть издали и приготовиться к грабежу. Говорят, что обыкновенно казаки находятся у этой реки... Вскоре затем следовала Девичья гора, у которой речка при той же почти глубине проходит очень узкое место. Гора лежит по правую руку, она очень высока, крута у берега и очень приятна на вид. Она представляет ряд ступеней, вроде как бы скамеек, одну над другою, из красного, желтого, синего песчаника, они похожи точно на старые стены. На ступенях стояли как бы в строгом порядке рассаженные ели. Там, где гора кончается, начинаются новые горы, которые на несколько миль провожают реку.»

Братья Чернецовы, художники, зарисовавшие в середине XIX века практически всю Волгу - опять упоминают Девичью гору, как главную в наших местах. И в1868 году в "Материалах для географии и статистики России" Симбирского генерального штаба про ту же гору пишется:

«За Жигулевской трубой - до Морквашинского буерака - Девичий курган.»

А вот современное описание тех же мест у Г.Б. Обндиентовой в книге «Из глубины веков» говорит другое:

«Овраг Жигулевская труба образован слиянием нескольких балок, вершины которых врезаны уже в Восточное плато. В месте их слияния стоит старинное село Жигули. При пересечении горной гряды Жигулевская Труба сужается, к устью же, к Волге, значительно расширяется. Однако над самой Волгой правую часть ее устья перегораживают две горы: Лепешка и Девья. Они преграждают путь ветрам, дующим с плато. Воздух прорывается сквозь оставшееся узкое "горло" на Волгу. От этого всегда здесь сквозной сильный ветер. Отсюда и название - труба. Южные склоны гор Лепешки и Девьей пологи, вполне доступны для подъема. К Волге же опускаются они изъеденными трещинами скалами. Невысоким перевалом соединяется Девья гора с Молодецким курганом. Гордо держит курган свою главу-шапку, далеко виден он с Волги. Склон от вершины кургана к Девьей горе образует широкие ступени. Поэтому подъем не труден и туристы широко им пользуются.»

Здесь уже главная гора названа Молодецким курганом, хотя расположена она на том же месте, где и ранее Девичья – за Жигулевской трубой. А Девьей названа небольшая горушка у его подножия.

Посмотрим описания Молодецкого кургана до строительства водохранилища:

"Материалы для географии и статистики России": "У устья Усы - Курган, или Молодецкий камень, с укреплением наверху (городок). Гора лежит справа от Усы, с востока отделена от соседних гор глубоким ущельем - Жигулевской трубой.»

Петров-Скиталец, писатель, начало ХХ века: "...При слиянии рек (Усы и Волги), выдаваясь вперед, как на страже стоит грозный Молодецкий курган - сказочная голова с морщинистым угрюмо-страдальческим каменным лицом, с нахмуренным лбом и зеленым бором вместо волос, и бьются певучие волны о печальное лицо его, и шевелится под ветром звенящий бор. А угрюмый курган глядит на соседние зелено-кудрявые горы, отраженные в мощной зеркальной реке и хмурится, и вечно думает свои старинные разбойничьи думы.»

Здесь прямо указано место Молодецкого кургана - слияние рек Усы и Волги, силуэт его похож на голову с нахмуренным лбом. Братья Чернецовы называют эту каменистую отвесную скалу "Осиново лбище", что тоже указывает на схожесть с головой. (К слову - "лбище" - это гористый, обрубистый, крутоярый мыс; отвесный, крутой берег, выдающаяся скала").

А вот современное , после затопления, описание кургана под именем Усинский из книги Г.Б. Обедиентовой:

«... на правом берегу Усы видна 80-ти метровая отвесная скала Усинского кургана. Недоступный со стороны залива, восточным крутыми лесистыми склонами опускается курган к устью Жигулевского оврага, часто называемого Жигулевской трубой». По описанию это явно Молодецкий Курган, он же Осиново Лбище. Как же он сумел стать Усинским?

Возьмем книгу краеведа М.А. Емельянова «Жигули и кругосветка», изданную в 1935 году: «Приближаясь на лодках к устью Усы во время половодья, туристы видят перед собою поднимающуюся из воды совершенно отвесную каменную стену. Это знаменитая гора Лепешка – старый Усинский курган. В половодье, когда вода подходит к самому Кургану, кажется, что Уса здесь впадает в Волгу. В летнее время, после спада воды, Уса, огибая Лепешку, тянется узенькой ленточкой еще на расстоянии целых трех километров и уже только потом, около Молодецкого кургана, впадает в Волгу.

С вершины Лепешки открываются чудные виды на Усу и Волгу. Впереди, ближе к Волге, видны верхушки затопленных деревьев и кустарников острова «Зелененький». С Лепешки хорошо виден Молодецкий курган, отделенный от Лепешки Жигулевским оврагом.»

Что же получается? В старые времена Девичьей называлась большая гора после оврага Жигулевская труба - может и не самая высокая, зато самая эффектная, именуемая ныне Молодецким курганом. Сличая тексты 1868 и 1988 годов можно предположить, что Молодецкий камень XIX века - это нынешний Усинский курган, он же гора Лепешка. Стоит он по левую сторону Трубы, выше по течению Волги. А соединенные невысокими перевалом Девья гора и Молодецкий курган - это прежняя Девичья гора, столь восхищавшая путешественников.

Здесь уместно привести современное описание Молодецкого кургана из книги Г.Б. Обедиентовой «Из глубины веков»: «Склон от вершины кургана... образует широкие ступени» и сравнить их с «рядом ступеней, вроде как одна над другою Девичьей горы Адама Олеария. У М. Толкача в книге «У горы Светелки» (1981г.) так же отмечается: «Хорошо видны Молодецкий курган и Девья гора, леса ступенчатым строем штурмуют их вершины» - опять ступени.

Чтобы разобраться в этой путанице, процитируем еще один источник – «Россия. Полное географическое описание отечества» том 6, 1901 год.

«Вниз (по течению Волги) от устья реки Усы тянется плоская возвышенность, спускающаяся обрывом к реке и известная в народе под названием Лепешки, а за ней встает новая горная масса - Молодецкий камень или курган, состоящий из мощных пластов известняка, между слоями которого видны ямы или пещеры. С речной стороны гора утесиста, а с востока отделяется от цепи гор глубоким буераком, известным под названием Жигулевской трубы... Ниже Молодецкого камня среди Жигулевских гор выделяются две возвышенности: Девичий курган и Два Брата - две действительно похожие друг на друга вершины».

По всей видимости, настоящая Лепешка была затоплена водами искусственного моря - недаром на лоции возле правого берега Усы глубина 27 метров, а рядом 8 и 4 метра: явно виден почти 20 метровый обрыв. Молодецкий курган наоборот, стал выглядеть как Лепешка - потому и название было перенесено на него - прежней высоты обрыва не стало, как и сурового вида ("лепешка" - гора, обрывом спускающаяся к реке Усе, название - метафора, образно отражающее плоский характер горной вершины).

Интересно, что у М. Толкача название "Усинский курган" постоянно дублируется названием "гора Лепешка", а у Ободиентовой это уже две разных возвышенности - со стороны Усы это Усинский курган, а со стороны Жигулевской трубы - гора Лепешка.

Косвенным подтверждением смены названий вершин служит и сообщение археолога Н.В. Трубниковой, обследовавшей эти места в 1950-х годах, и не нашедшей на вершине Молодецкого кургана никаких следов захоронений, но зато рядом, на вершине Усинского кургана, такие захоронения нашлись, изрядно заросшие лесом.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод:

краевед Емельянов в своей книге о Жигулевской кругосветке, ошибочно удлиняет Усу на три километра, считая ее устьем завершение воложки, обтекавшей остров «Зелененький», а Девью гору, стоявшую напротив этого места, называет Молодецким курганом, так как по всем письменным источникам Молодецкий стоит у места впадения Усы в Волгу. Естественно, истинный Молодецкий курган он вынужден назвать Лепешкой или Усинским курганом.

Именно с этого момента, и началось переименование Жигулевских вершин. Но почему новое название горы так хорошо привилось?

Есть такое понятие, как мифологическое массовое сознание. То есть, если то или иное явление совпадает с этим сознанием, оно народом принимается. Если нет – забывается легко и непринужденно. Значит, сознание народа к этому времени уже было подготовлено к принятию нового названия Девьей горы – Молодецкий пришелся всем по сердцу, то есть совпал с мифологическим массовым сознанием. Может быть потому, что Девьи горы к этому времени уже давно назывались Жигулями.


Рассмотрим происхождение названия Жигулей

В тех же «Материалах для географии» говорится: «Главная масса гор, носящих различные местные названия, часто называется общим названием Жегулевских гор или Жегулей... Народ связывает с этой местностью множество преданий о грабежах на Волге, о пустынниках, разбойниках и даже о Степане Разине».

Разные версии выдвигались на этот счет, от сугубо поэтического:

«Не покорившихся странников разбойники раздевали. Веники зажигали у костров. - Жиг! Жиг! Жиг! - зажженными вениками секли сопротивлявшихся. Народное предание утверждает, что и название местности отсюда пошло – Жигули» (М. Толкач),

до предельно научного:

«...в основном русские люди обслуживали пристани и правили перевозы на реках. Ловили рыбу. В лесах бортничали, били дикого зверя, и, даже, кое-где в заимках держали скот и пахали землю. Но более всего ходили по бечевникам в лямках - тянули суда против течения рек, то есть бурлачили. На Средней Волге таких русских работных людей тюркские народы называли "джигули" (запряженный судорабочий, бурлак) Отсюда и "Жигули" - название средневолжских гор: Жигулевские (бурлацкие) горы» (Е.Ф.Гурьянов).

Словарь исторических топонимов, составленный В.Ф. Барашковым, утверждает, что наиболее обоснованным является предположение о происхождении оронима "Жигули, Жигулевские горы" от села Жигули; вначале это наименование обозначало лишь ту часть гор Самарской Луки, которая находилась вблизи селения, но постепенно распространилось на весь массив. И он совершенно прав в той части, которая касается названия «Жигулевские»: от Усолья идут горы Усольские, у Березовки - Березовские, затем, у Жегулевки - Жегулевские, у Яблонного Буерака - Яблоневые, продолжение гор на левом берегу Волги, у реки Сок - Соковьи - впоследствии Сокольи горы. Но форма «Жегули» звучит настолько не по-русски, что поневоле начнешь искать перевода во всех волжских языках.

Село Жигули первоначально называлось Жегулевкой, потом Жегулихой - предположительно по прозвищу одного из первопоселенцев Семена Григорьевича Жегуля, выходца из Устюга Великого. Термин "жигуля", "жигуль", "жигулина" обозначал несколько понятий: шомпол для чистки огнестрельного оружия; тонкий, гибкий прут; высокий, стройный мужчина, гуляка и повеса". В словаре В. Даля слово "жегуль" объясняется как "жженый, суматошный, бранный". Жегулем прозывали человека отчаянного, опасного, одним словом – разбойника.

( Интересно созвучие с французским ругательством "жиголо" - из-за которого машины ВАЗ за границей стали называть "Лада".) Видимо, так называли вообще людей немирных, бранных - отсюда название Жегули - как множественное число от Жегуля, разбойника.

У иностранцев существовало и другое название Жигулевских гор - Казачьи. И название это возникло не случайно: слова «казак», «жегуль» и «разбойник» – синонимы. Еще Адам Олеарий предупреждал о разбое и казаках, гулявших в районе Девьей горы, где Волга как раз подходит вплотную к горам. Видно, пока Волга текла вдоль гор, постоянно звучало предупреждение: «Осторожно, здесь разбойники, жегули!» И на подходе к горам сразу вспоминалось: «Жегули!». Так и стали горы Жегулями. Только безударное «е» поменялось на «и».

Так Девьи горы стали Разбойничьими Жигулями, а Девичья гора – Молодецким курганом. И всех это устраивает.

ШУЛЬГИНА Валентина Валентиновна,
директор Музея истории Усольского края (с.Усолье, Самарская область)

http://tltufo2002.narod.ru



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.