Статьи > Аномалии

Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама

 

Эффект присутствия



Прием также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении под огнем снимает реальность.

Из журналистских воспоминаний:
До начала американских бомбежек Афганистана талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в основном в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы, не дай Бог, никого не задеть, а то вдруг попадешь в соседа по кишлаку. Вот поэтому Америке и России, прилагавшим колоссальные усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно было убедить их воевать по-настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую с заданием снять боевые действия, а их и в помине нет. И тогда он заказывал имитацию. Платил деньги, и моджахеды заряжали свои автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им тем же. Все снималось на видеокамеру. После этого мировые информагентства сообщали, что группа журналистов была обстреляна талибами. В теленовостях вовсю крутили «реальные» видеокадры...
Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.

Данный прием широко используется коммерческой рекламой - специально инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых» людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается имитировать речь «людей из народа» - якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность... Это - примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] > 11 < [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]
Содержание :
1. Вступление
2. Анонимный авторитет
3. "Будничный рассказ"
4. Голодовка
5. "Держи вора"
6. Забалтывание
7. Эмоциональный резонанс
8. Эффект бумеранга
9. Эффект ореола
10. Эффект первичности
11. Эффект присутствия
12. Информационная блокада
13. Использование медиаторов
14. Классификаторы
15. Комментарии
16. Констатация факта
17. Ложная аналогия
18. Обратная связь
19. Обход с фланга
20. Отвлечение внимания
21. "Очевидцы" события
22. Переписывание истории
23. Неужели раньше? О, вот так штука!
24. Принцип контраста
25. Перспектива
26. Повторение
27. Подмена
28. Полуправда
29. Пробные шары
30. Психологический шок
31. Рейтингование
32. Сенсационность или срочность
33. Смещение акцентов
34. Сросшиеся предложения
35. Упреждающий удар
36. Создание ассоциаций
37. Создание информационной волны
38. Создание проблемы
39. Создание угрозы
40. Социальное одобрение
41. Ядовитый сэндвич

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.