Статьи > Аномалии

Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама

 

Ложная аналогия


Одной из самых опасных психологических ловушек является склонность человека мыслить аналогиями, строить в своем мышлении т.н. псевдологические последовательности. Привычным для большинства людей стилем мышления является тот стиль, который использует логические связки «причина - следствие». Эти связки кажутся полностью доступными контролю сознания и соответствуют сфере «здравого смысла». Связку «конкретная причина - конкретное следствие», которая имела место когда-либо, мы склонны экстраполировать и на другие объекты, не имеющие никакого отношения к первоначальным, - тут и кроется подвох.

Данная психологическая особенность активно используется пропагандистами. Прекрасные примеры подобного рода, относящиеся ко временам т.н. «перестройки», находим в книге С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»:
Вспомним метафору рыночников: «нельзя быть немножко беременной». Мол, надо полностью разрушить плановую систему и перейти к стихии рынка. Но ведь никакого подобия между беременностью и экономикой нет. Более того, реальная экономика и не признает «или - или», она, если хотите, именно «немножко беременна» многими хозяйственными укладами. Поскольку все указания специалистов на постоянные ошибки такого рода игнорировались, речь идет о сознательных акциях по разрушению логики. Диверсия против логики - во всех ссылках на Запад (не будем даже придираться к тому, что и сама западная действительность при этом была представлена ложно). Постоянно повторялось, например, такое: «Британская империя распалась - значит, и СССР должен был распасться!». И никаких обоснований подобия. И почему сравнивают с Британской империей, а не с Китаем и не с США? Или и они должны распасться и именно сегодня? Кстати, из тезиса о закономерности распада СССР с неизбежностью следует, что и Российская Федерация должна распасться - ведь она точно такая же империя, какой был СССР. Ну, чуть поменьше, но это дела не меняет.


На использовании ложных аналогий строится пропагандистская техника создания ассоциативных связей.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] > 17 < [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41]
Содержание :
1. Вступление
2. Анонимный авторитет
3. "Будничный рассказ"
4. Голодовка
5. "Держи вора"
6. Забалтывание
7. Эмоциональный резонанс
8. Эффект бумеранга
9. Эффект ореола
10. Эффект первичности
11. Эффект присутствия
12. Информационная блокада
13. Использование медиаторов
14. Классификаторы
15. Комментарии
16. Констатация факта
17. Ложная аналогия
18. Обратная связь
19. Обход с фланга
20. Отвлечение внимания
21. "Очевидцы" события
22. Переписывание истории
23. Неужели раньше? О, вот так штука!
24. Принцип контраста
25. Перспектива
26. Повторение
27. Подмена
28. Полуправда
29. Пробные шары
30. Психологический шок
31. Рейтингование
32. Сенсационность или срочность
33. Смещение акцентов
34. Сросшиеся предложения
35. Упреждающий удар
36. Создание ассоциаций
37. Создание информационной волны
38. Создание проблемы
39. Создание угрозы
40. Социальное одобрение
41. Ядовитый сэндвич

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.