Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Тайны и легенды волжских подземелий

 

Туннель пoд Волгой




Самарские старожилы рассказывают, что дети еще в 30-е годы часто спускались в некий тоннель, который начинался где-то в старой части города, вел под Волгу и выходил где-то на другом берегу. По преданиям, там ходили с факелами. Временами было очень страшно, так как попадались человеческие черепа и кости. В самом начале коридор преграждала железная дверь, которая, правда, сравнительно легко открывалась.

Существует несколько вариантов рассказов о тоннеле под Волгой. В одних историях люди (чаще всего это дети) идут по низким проходам, проходят под рекой и появляются на поверхности уже на другом берегу или где-то на островах. Стены этих проходов облицованы старыми большеразмерными кирпичами, со стыками, залитыми свинцом. Люди иногда бредут по воде, которая местами поднимается до колен или даже по пояс, перебираются через завалы мусора, нанесенного ила или обвалившегося грунта. Иногда в стенах встречаются заложенные ниши или по узкой сточной канаве убегает неизвестно куда мутный ручей...

Самарский краевед Федор Царев в статье "Тайны Жигулей" пишет:
"В Самарской крепости существовало много подземных проходов... Вход в один из них известен. По утверждению старожилов, еще мальчишками лазившими в это подземелье, он ведет за Волгу. Сейчас он затоплен. Но с обустройством входа в это подземелье здесь бы получился замечательный объект туризма..." (67).

В других вариантах рассказа тоннель под рекой достигает уже высоты в два или три метра. По его дну проложена железнодорожная колея. Рельсы уложены на массивные дубовые шпалы и заглублены в грунт так, что над ними может свободно проехать машина. Вдоль стен тянутся расшивы кабелей и воздуховодных труб. В полу - дренажная канавка. В стенах - через несколько сот шагов массивные металлические щиты с маленькими непрозрачными стеклянными оконцами. Встречаются стальные двери, задраенные наглухо на винтовые запоры...

В некоторых рассказах присутствует даже старый, давно заброшенный подземный поезд. Черный приземистый спецпаровоз с давно погасшим верхним прожектором и темная, молчаливая вереница вагонов. Все это кажется, навсегда застыло в загадочной безмолвной глубине молчаливого подземелья. Куда, когда и кого возил этот подземный поезд-призрак? По каким секретным делам спешили его пассажиры? Нет ответов на эти вопросы. Одни легенды.

К началу XX века типичным подземным сооружением являлся тоннель. Высота его сечения колебалась в пределах 1,5-3-х метров, а ширина составляла 0,6-1,5 метра. Кладка возводилась из обоженного кирпича, а швы между ними заливались связующим раствором. Иногда в особых случаях между кирпичами прокладывался кованый металлический лист. Свод арочного типа, сверху укреплялся слоем уплотненного грунта, перемешанного с глиняными черепками. В настоящее время самые протяженные тоннели - в Северо-Муйске на БАМе - 15,3 км и тоннель Сен-Готард (между Миланом и Берном) - 19,8 км. В 1965 году был сооружен особо сложный тоннель длиной в 11 км, соединивший Францию и Италию через Альпы.

Еще в 1903 году в Российскую Госдуму был внесен проект строительства тоннеля под Беринговым проливом, на глубине около 50 м, протяженностью 90 км.

Активность подземного строительства особо возросла в Сталинскую эпоху. Красочной иллюстрацией ему является возведение Московского метрополитена. Журнал "Советская военная мощь" за 1988 году, выпускаемый Министерством обороны США, указывает:
"В Москве существует около 15-ти подземных предприятий, соединенных спецтоннелями, секретными ветками метрополитена и дореволюционными катакомбами, созданными во времена "оно".

Кроме мирных программ подземного строительства на 17-м съезде ВКП(б) была принята комплексная программа строительства подземных бомбоубежищ. В ней, кроме создания десятков тысяч обычных подземных бомбоубежищ, предусматривалось строительство бункеров в тоннелях под Днепром около Киева, под Амуром около Хабаровска. Грандиозным сооружением должен был стать транспортный тоннель между Сахалином и материком.

Часть из этих объектов была возведена.

Газета "Комсомольская Правда" от 17 сентября 1993 года сообщает:
"Деревянный двухэтажный дом, Бог знает, какого года постройки, вывеска "Аптека", наверху - контора без названия. - Вывеска нам не рекомендована, - говорит главный инженер...".

Тоннель под Амуром начали строить в 1937-м. К началу войны, за четыре года, почти закончили. В 1941-м была телеграмма-приказ Сталина в предельный срок завершить укладку пути. Строили метростроевцы и вольнонаемные рабочие... Тут и впрямь можно было запропасть.

Узкие боковые ответвления выводят в огромные залы, к вентиляционным шахтам, насосным станциям... "Тоннель под Амуром протяженностью более 7 км. Начало работ в 1937 году, как "4-я стройка НКПС", завершен в 1941 году. До конца 40-х годов был законсервирован. Затем некоторое время действовал и был законсервирован снова. Рассматривался как резервный пункт для руководства страны на случай ядерного конфликта. С 1964 года этот тоннель пущен в постоянную эксплуатацию (68).

В час отлива в полутора километрах от мыса Лазарева буквально из-под воды вырастает "таинственный остров", огороженный редкими металлическими шпунтами и сваями. Чуть менее полувека назад с берега на него вела широкая, в два ряда дорога, проложенная по рукотворной дамбе. По ней день и ночь сновали трудяги - грузовики марки "ЗИС-150". Такую же картину можно было наблюдать и у противоположного сахалинского берега, возле мыса Погибе. "Погибинская дамба" вклинивалась в пролив более чем на 2 километра.

Зримых следов ее сейчас не найти. Время стесало их льдами и смыло волнами.

Так, газета "Правда" от 18 апреля 1989 года сообщает о находке остатков тоннеля (протяженностью свыше 10 км), созданного для связи материка с острова Сахалин. Работы шли с 1950 по 1953 годы.

История начала строительства ведет отсчет от марта 1950 года, когда на закрытом совещании в кабинете Сталина было решено превратить остров Сахалин в полуостров, соединив его с материком подземным транспортным тоннелем. Проект "Строительство N6 МПС СССР" был действительно масштабной стройкой.

Сами инженерно-геологические изыскания были начаты в конце 40-х годов. Трасса была трудной. Вначале - магматические базальты, затем - морские отложения, песчано-глинистые грунты, включающие в себя и гравий и гальку. Глины вязкие, включения слоев имеют высокую пористость (такой грунт характерен и для дна Волги в районе Жигулевских ворот). По непроверенной информации в ходе работ построена дамба на материке 2 км, на острове 2,3 км. Пройдено 7,8 км тоннеля.

Смерть Сталина оборвала все работы. "Строительство N6" было остановлено.

Газета "Комсомольская Правда" от 24 января 2001 года сообщает, что существуют планы восстановления старой части тоннеля и строительства новый ветки - длиной в 9 км.

Но строительство подводных тоннелей продолжалось. В настоящее время широко известны подводные тоннели под Ла-Маншем - 50 км, тоннель на острове Сейкап - 54 км, проложен на глубине 200 м.

Вернемся к российским легендам. Существует информация о таинственной подземной крепости-тюрьме СПУРа. Построенная незадолго до начала Великой Отечественной войны, она должна была входить в так называемую Зону тотальной обороны (ЗТО) вокруг Москвы. Для обороны данной системы планировалось использовать "черные дивизии", комплектуемые из спецзаключенных. (Данная легенда есть вероятно еще одно историческое искажение. Интересно, кто и против кого собирался оборонять столицу, планируя вести победоносную войну на чужой территории?)

Многочисленные подземно-подводные тоннели связывали систему СПУРа с различными объектами в столице. Для избежания прорыва немцев в подземную крепость или бунта заключенных эти тоннели были заминированы, и до сих пор сохраняется опасность того, что мины ловушки могут внезапно сработать (69).

Возникает вполне закономерный вопрос, а не могут ли, хотя бы частично, тоннели и подземелья Самарской Луки быть более древними?

Известно, что довольно долгое время эта территория находилась под контролем индоиранских, или арийских племен.

Предположительно, что именно их потомки принесли в Малую Азию высокую культуру подземного строительства.

Например, до сих пор существует возведенный в IX веке до нашей эры подземный тоннель под Евфратом. Более 3 тыс. лет назад его строители сумели отвести воды Евфрата, в ложе реки проложить тоннель протяженностью 900 м, вымостив его кирпичом и покрыв слоем битума, толщиной около 2 м. На поверхности этого тоннеля длиной в 1 км не видно влажных пятен, в нем сухо, как в обычном жилом помещении. Далеко не каждый современный тоннель может похвастаться тем же: ведь если через бетонную облицовку просачивается в минуту не более литра воды на длине 1 км, то это считается вполне нормальным не только для подводных, но и для подземных тоннелей.

Греко-римские мастера хранили множество секретов подземного строительства. Они знали даже секреты подводного бетонирования. Они построили множества тоннелей. Один из них, созданный в конце I века до нашей эры римским архитектором Коккеусом, был длиной в километр. Как и все римские дороги, он был строго прямоуголен, имел две полосы движения и шесть вентиляционных шахт, через которые осуществлялась подача свежего воздуха, а заодно и освещение тоннеля. Глубина его заложения составляла 30 м. Позднее, во времена императора Клавдия (I век), в Риме был построен гидротехнический тоннель, предназначенный для спуска вод Фуцинского озера в реку. Его длина достигала 5 тыс. 600 м, а перепад высот - свыше 8 м.

В России ходят слухи, что еще в конце XV века протяженный подводный тоннель был сооружен в Иван-городе по приказу великого князя Ивана III. Летописи упоминают подводные тоннели под рекой Великой, соединяющий Свято-Мирожеский монастырь, тоннель у Смоленска под Днепром, "литой тоннель" под Москвой-рекой, выложенный красным кирпичом, крепленным свинцом или оловом.

Считается, что тоннели в Южной Америки возводили инки. А у кого сами инки научились высочайшему строительному искусству? Предполагается, что в формировании палеоиндийского американского типа населения Нового Света принимали участие выходцы из Азии. Эту гипотезу подтверждает ряд археологических находок на Урале и в Среднем Поволжье. Исследователи отмечают, что некоторые ходы скальных возвышенностей Эквадора словно выплавлены в камне. Известны тоннели, соединяющие Южноамериканский континент с некоторыми островами Тихого океана.

Возможно нечто подобное предшественники строителей Южноамериканского материка, пусть и не в таких масштабах, осуществили в местах своего более раннего обитания. Например, на Волге в Жигулях, на Урале?
Геологическая связь (общий механизм происхождения) Жигулевских и Сокольих гор не вызывает сомнения. Легенды утверждают, что эти горы имеют связь и через систему подземных тоннелей.

Жители посёлка Ширяево рассказывают, что через систему пещер Монастырской горы можно проникнуть в глубокие провалы-колодцы, а из них в тоннели под рекой Волгой.

Сохранилось воспоминание о некоем "геологе", в начале 30-х годов попавшем в сеть подземных ходов, проходящих под руслом реки. Спустившись где-то в районе Студеного оврага, он вышел около посёлка Ширяево. Шел он очень долго (несколько дней) и видел много любопытного. Например, большой подземный зал, с полированными, хорошо отражающими свет лампы, стенами. Потолок зала пересекали многочисленные "трещины", окруженные витками какого-то цилиндрического шнура. Словно кто-то наложил шов "через край", стягивая трещины металлическими нитями.

В этом зале дул сильный поток воздуха. Настолько сильный, что задул лампу-светильник. Геолог впотьмах, на ощупь вышел из зала. В туннеле ветер стих. Геолог снова зажег лампу, но больше в этот зал не пошел. (Достаточно странный рассказ, но наводящий на определенные размышления).
Известный исследователь подземных пустот Норбер Кастерс в своей книге "Полвека под Землей" (М., 1975), отмечал:
"Есть основания полагать, что под землей существует какая-то неведомая нам радиация, помогающая подземным жителям ориентироваться в темноте".

Известно, что свечение воздуха может вызвать повышенная радиоактивность и высокое электростатическое напряжение. Предположительно, голубое свечение могут испускать кристаллы льда, находящиеся под определенным давлением.
Основной способ прокладывания тоннелей под водой, в зыбкой трясине - поддержание окружающего грунта в условиях глубокой заморозки.

В Петербурге тоннели метро были проложены в зыбкой трясине и грунт вокруг них постоянно поддерживается в условиях глубокой заморозки. Когда в 1995 году громадный плывун проник между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" - результат был катастрофичен. И его последствия не устранены до настоящего времени (70).

Мифология Земли наполнена легендами о различных древних подземных сооружениях. Например, Эндрю Томас в своей книге "Шамбала Оазис Свет" указывает "на существование на Земле системы древних катакомб с кондиционированным воздухом, построенных еще в эру до катаклизма. Ими и сегодня пользуются истинные мудрецы Европы и Азии для своих тайных встреч" (71).

В теософской литературе начала XX века описаны три типа древних тоннелей:

- *тоннели классического типа* - система, опоясывающие Земной шар. Они выделяются только своими невероятными размерами;
- *тоннели "Экви"* начинаются, как обычные подземные сооружения. Основная их часть "проходит" в пространстве соединяющая две взаимно удаленных точки. Длина этого участка тоннеля, в какой то степени пропорциональна реальному расстоянию, разделяющему "точку входа" и точку выхода" на поверхности Земли. Путешествие по этим тоннелям занимает большее или меньшее время;
- *тоннели-порталы*. Переход из "стартовой станции" в станцию приема происходит моментально, без особых затрат времени на "прохождение" основной части пути.
(_* Авторы не знают, как собственно толковать данные сообщения и предлагают просто принять их к сведению_).


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] > 28 < [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]
Содержание :
1. Несколько слов от авторов
2. Вступление
3. Глава 1. Миф о Мировом подземелье
4. Эмблемы "Летучая мышь"
5. Миф о Волжских Подземельях
6. Литература к главе 1
7. Глава 2. Подземный мир Жигулей
8. Историческая загадка восприятия гор Жигулёвски
9. У начала времен
10. "Спящие в холмах"
11. Люди-совы
12. "Змее-люди", "люди-птицы" - это реальность?
13. Владычицы подземелий
14. Степан Разин
15. Подземные старцы
16. Тайна Вавилова Дола
17. Таинственная землянка Вавилова Дола
18. "Подземные матросы" и легенды о "Девяти Неизвестных"
19. Забытая техника старых штолен
20. Подземный Ирий
21. Цapeв Курган
22. Литература к главе 2
23. Глава 3. Подземелья Самары
24. Бункер Сталина
25. Бункер в Жигулях
26. "Линия Сталина"
27. Пещеры Гpeвe
28. Туннель пoд Волгой
29. Литература к главе 3
30. Глава 4. Рассказы о пещерах и их обитателях
31. Огненные змеи - кто они?
32. Бродячие Поземные Клады
33. Подземная загадка Жигулей
34. Поиск в Жигулях
35. Поиск в Жигулях 2
36. Грот исчезающих
37. Тайна Медведицкой гряды
38. Литература к главе 4
39. Приложения

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.