Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Тайны и легенды волжских подземелий

 

У начала времен


В том месте, которое теперь называется Самарской областью, человек жил еще в те времена, когда огромные пространства Земли покрывал ледник. Климат преобладал сырой и холодный, большая часть Среднего Поволжья представляла собой тундру. Первобытные, бродячие группы людей, вооруженные простейшими каменными орудиями, занимались здесь собирательством и примитивной охотой. Пещеры служили человеку убежищем. Огонь согревал и спасал от грозных диких животных, оспаривавших право людей на жизнь в ту грозную эпоху.

Постепенно ледник отступал на север (возможно, после исчезновения Атлантиды, открывшей путь Гольфстриму на север), вслед за его кромкой, потянулись крупные промысловые животные, а потом и люди. Но, очевидно, некоторые не пошли. Это были те жители пещер, кто не пожелал или не смог оставить их после отступления ледника. И сегодня легенды Среднего Поволжья смутно намекают на давно обвалившиеся или замурованные туннели, пронизывающие Жигулевский массив и уходящие на Урал.

Века и тысячелетия "подземники" и "люди поверхности" шли различными путями развития. Прошло время, и "поверхностники" вновь вернулись сюда.

Из некоторых преданий можно предположить, что именно скалистый полуостров Самарской Луки стал последним оплотом некогда процветавшей могучей подземной расы. Обитавшие в пещерах аборигены отчаянно отбивались от "пришельцев". Но, сломленные численностью последних, они были вынуждены уходить все дальше и дальше в глубь земли.

Века, проведенные в пещерах, придали этой расе воистину нечеловеческие свойства... Не из этой ли немыслимой дали давно забытых времен вдет сохранившаяся до наших дней легенда о некоем бессмертном Иване Горном (13). Данный образ значительно позднее сплетается с волшебным образом Степана Разина: маленький рост, костлявое тело, кожа, покрытая чешуей, мертвящий взгляд и способность к перемещению сознания из тела в тело - вот некоторые весьма специфические черты "чуди подземной", владевшей этими землями сравнительно недавно.
Там они строили свои города и копили сокровища.

Подобные верования сохранялись в народе еще в конце XIX века. "Верх той реки... Оби люди ходят под землею... день и ночь с огнями и выходят на подземное озеро. И на том озере свет пречудный и град великий..."(Труды Московского Археологического общества. Т. 14. М., 1890). (14).
Ряд исследователей предполагает, что подземный мир Жигулей был широко освоен палеолитическим человеком. Ледник никогда не доходил сюда. В 30-х годах поиски памятников древнекаменного века - палеолита предприняла экспедиция доктора исторических наук П.П. Ефименко. В 50-х годах здесь работала специальная комплексная карстово-спелеологическая экспедиция Московского и Киевского университетов. Десятки жигулевских пещер обследовал разведочный отряд поисковой экспедиции О.Н. Бадера (1968, 1970), но ни в одной из них не было найдено четко выраженных следов обитания древнего человека.

Причиной неудач, по мнению О.Н. Бадера, явилось то, что известняк, из которого сложен Жигулевский массив, непрочен. Под действием сил природы известняк разрушается. Пещеры, существовавшие в эпоху палеолита, ныне оказались погребены под мощными обвалами. Для того чтобы дойти до них, нужно произвести колоссальные расчистные работы и поднять тысячи тонн обвалившегося камня (наиболее известные находки экспедиции Бадера - в пещере близь села Ширяево были найдены кости и черепа пещерного медведя (15). Существует легенда, что Бадер долго разыскивал, но так и не нашел загадочную пещеру "Кругленькая". Многочисленные следы - стоянки человека каменного века в Жигулях были обнаружены (случайно) у горы Лбище - лишь летом 1992 года.

Относительно недавно следы активной подземной деятельности древнейших обитателей Поволжья обнаружены недалеко от села Михаило-Овсянки в Пестравском районе. Там вблизи русла давно пересохшей реки были найдены около двух десятков колодцеобразных шахт, проложенных древними мастерами (16).

Большая часть известных древних поселений человека на Самарской Луке относится к бронзовому и началу железного века. Но вот что любопытно. Хозяева степей, воинственные кочевники, оставили множество археологических памятников во многих местах Поволжья. Но почему-то обошли Самарскую Луку. Больше того, складывается впечатление, что кто-то их туда просто не пустил. Это тем более удивительно, что арии пробыли в этих местах сравнительно долго, и при каждой новой смене поколений - небольшой хорошо защищенный горный массив Луки, сложенный мягкими известняками, покрытый густым лесом, господствующий над степными равнинами, был весьма заманчив для захвата... Но этого так и не произошло. Почему?

Сибирский исследователь А. Буровский сообщает такую любопытную деталь:
"В раннем железном веке, в скифскую эпоху, человек в Южной Сибири боялся пещер... (_Буровский A.M. - археолог, родился 7 июля 1955 г. в Красноярске, доктор философских наук, профессор. Диссертация по теме "Возникновение и проблематика антропоэкологии" посвящена разработке теории перехода Биосферы в Ноосферу_).

В более раннее и более позднее время - в пещерах люди жили, сюда загоняли стада. А в промежуточной эпохе - культурного слоя нет, но попадается довольно много наконечников стрел. И у всех наконечников кончик сломан и деформирован. Эти стрелы явно попадали в пещеры извне, при этом ударялись о скалу и ломались или деформировались..." (17).

Похоже, что для Самарской Луки подобный "страх" характерен и для более поздних эпох.

Сеть селений, сформировавшаяся на Самарской Луке с начала XVII по XX век в "залесенных и изрезанных овражными долинами местах, оказалась крайне неустойчивой. И значительная часть этих селений быстро запустела.

Более того, еще до середины XVII века на территории Самарской Луки существовали весьма специфические оборонительные рубежи (караулы) - ориентированные не на восток, а на запад, словно для отражения некой возможной "агрессии" со стороны обитателей гор или горных овражных долин" (18).

Данный малоизвестный факт различные исследователи объясняют по-разному. Например, угрозой переселенцам, со стороны "аборигенного населения", оттесненного в горы и вышедших на "тропу войны". Или опасностью бунта невольных людей, занятых на принудительных работах в данном районе (например, в Серных шахтах). Возможно, это было как-то связано с необходимостью обеспечения безопасности проведения каких-то особо "тайных работ" (хотя последнее утверждение - нехарактерно для данной эпохи).

Но как бы там не было - факт есть факт, на этой территории люди чего-то сильно боялись.

Здесь необходимо небольшое отступление. Выдающийся ученый-этнограф, профессор Л. Н. Гумилев (1912-1993), проработав огромное количество материалов, установил, что "рождение новых народов" на Земле происходило не случайным образом, а в строго определенное время и на некоторых строго ограниченных территориях (19).

Любопытно отметить, что все эти мини-территории (оси *пассионарных толчков*) сходятся в двух точках планеты. В Нубийской пустыне (в 500 км от великих Пирамид) и в районе Самарской Луки (20).

Мало вероятно, чтобы это было просто случайностью. Первый отмеченный Л.Н. Гумилевым пассионарный толчок, относящийся к XVII веку до нашей эры, породил в районе Луки весьма своеобразную и загадочную Абашевскую культуру. Но эту культуру кто-то или что-то буквально уничтожило или трансформировало... По легендам, некую роль здесь сыграли таинственные змее люди, или "дети Раха", обитавшие в подземном мире Жигулевских гор. По преданиям, даже древнее название Волги - Ранхи. Это, возможно, память о подземном народе Рахов, в прошлом обитавшем на ее берегах. Легенды связывают этот сказочный народ и вполне реальные географические объекты, такие как Печерские горы, Монгора, Змеиный затон.

Нам могут сказать, что это просто легенды, а где же реальные следы... И тут мы сталкиваемся с очень интересной историей:
"Само название Печерские горы составляет нарицательное Печеры (пещеры) - углубления, пустоты, выемки в обрывистых берегах, в крутых склонах гор. Как отмечалось в старинных путеводителях по Волге, здесь множество нор и пещер".

В частных разговорах нам сообщали, что в начале XX века в Печорских горах был обнаружен целый подземный город. Там работали какие-то археологи, проводили расчистные работы, крепили объемы и вели раскопки. Ходы там были сухие. Высота их примерно соответствовала человеческому росту. Ширина была более 80 см. Встречались и более обширные полости с полу истлевшей деревянной крепью.

В путеводителе "Жигулевская Кругосветка" А. Соболева (1965) пишет:
"В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок сводом... Подобные пещеры окружали и соседнее село Печерское (его название от слова пещера), где крестьяне находили намогильные камни с арабскими надписями.

Недалеко от Переволокских пещер между оврагами на крутой горе, был обнаружен городок четырехугольной формы, окопанный с северной стороны рвом с валом и выездом. В городе (в ходе раскопок) найдены каменные погреба, железные цепи... В четырех км от Переволок, в стороне от дороги на Сызрань, открыто укрепленное место длиной 325, а шириной 180 сажен..." (21).

В начале 80-х годов XX века историк В.Л. Егоров в своей книге "Историческая география Золотой Орды" также приводит описание Переволокского городища и отмечает, что название его неизвестно и археологические исследования там не проводились (22).

Так кто же работал в этих местах... Что нашел... Куда сегодня исчезли эти археологические памятники... И даже больше - кто объяснит, почему сама память о них столь "бледна"?

В архиве группы имеется несколько рассказов датируемых периодом конца 70-х начала 80-х годов XX столетия о неких "неучтенных" строениях, наблюдавшихся в Жигулевских горах.

В контексте рассматриваемой темы авторы считают, крайне интересным рассказ об обнаружении в одном из оврагов Жигулей некоего строения, сложенного из больших сероватых глыб. Судя, по не очень ясному рассказу - это была либо нижняя часть, давно обвалившейся сторожевой башни, либо останки некоего куполообразного сооружения. (_В 1992 году в статье "Грифоны Рифейского ущелья" приводится рассказ о существовании в Жигулях "огромного массивного каменного купола, украшенного множеством больших и маленьких башенок"_).

Большая часть передней стены, а так же его вершина отсутствовала, образуя большой пролом неправильной формы. Множество камней образовывали хаотичный завал, более высокий у стен и уменьшающийся к центру сооружения. Причиной тому было то обстоятельство, что внутри башни (или купола) находился огромный цилиндрический колодец или даже, вернее сказать, целая шахта. Камни годами падавшие вниз так и не смогли заполнить ее. Свет фонарей не достигал дна. Брошенные мелкие камни летели вниз и без звучно исчезали в темной глубине. Можно было попытаться спуститься вниз, но сделать такое без специального снаряжения и приспособлений, без предварительного разбора образовавшихся завалов и каменных пробок не представлялось возможным...

Группа подивилась на это странное сооружения и продолжила свой путь. А ведь возможно они стояли на самом пороге одного из величайших открытий, открытия Вара.
Вот как красочно повествует о нем древнее авестийское сказание:
"И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал ему: "На мир собирается пасть роковая зима... А посему построй себе Вар (подземное убежище) размером с пастбище. И принеси туда представителей всякого рода зверей ... и огонь пылающий. Сделай так, чтобы там текла вода. По берегу водоема на деревья посади птиц среди вечно зеленой листвы. Посади там растения... И все эти предметы и существа уцелеют, пока они находятся в Варе". Вар - это средство пережить ужасную и разрушительную зиму, способную уничтожить все живое, покрыв землю толстым слоем льда" (23).

Александр Асов в своей статье "Урал Сокровенный" прямо указывает:
"На Урале есть целая подземная страна. В конце Великой Войны царство Дыя (Рахов) ушло под землю, под Уральские горы. И только иногда можно слышать, как под землей звонят их колокола. Только через потайные пещеры можно достичь сегодня подземные города Дыя. Но придет срок, и вновь поднимутся они на Землю. Сам же Дый был обращен в Великого Полоза.
Бывает ночь (раз в столетие), когда близ горы Таганай (что значит Подставка Луны) открывается земля и поднимается призрачный город" (24).
Подобные сказочные города хорошо известны в Поволжье: град Китеж, Мирный город княжны Волги.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] > 9 < [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39]
Содержание :
1. Несколько слов от авторов
2. Вступление
3. Глава 1. Миф о Мировом подземелье
4. Эмблемы "Летучая мышь"
5. Миф о Волжских Подземельях
6. Литература к главе 1
7. Глава 2. Подземный мир Жигулей
8. Историческая загадка восприятия гор Жигулёвски
9. У начала времен
10. "Спящие в холмах"
11. Люди-совы
12. "Змее-люди", "люди-птицы" - это реальность?
13. Владычицы подземелий
14. Степан Разин
15. Подземные старцы
16. Тайна Вавилова Дола
17. Таинственная землянка Вавилова Дола
18. "Подземные матросы" и легенды о "Девяти Неизвестных"
19. Забытая техника старых штолен
20. Подземный Ирий
21. Цapeв Курган
22. Литература к главе 2
23. Глава 3. Подземелья Самары
24. Бункер Сталина
25. Бункер в Жигулях
26. "Линия Сталина"
27. Пещеры Гpeвe
28. Туннель пoд Волгой
29. Литература к главе 3
30. Глава 4. Рассказы о пещерах и их обитателях
31. Огненные змеи - кто они?
32. Бродячие Поземные Клады
33. Подземная загадка Жигулей
34. Поиск в Жигулях
35. Поиск в Жигулях 2
36. Грот исчезающих
37. Тайна Медведицкой гряды
38. Литература к главе 4
39. Приложения

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.