Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Вавилов дол

 
«Нам старики передают тут из оврагов выходили…»


Есть на самой границе Самарской и Саратовской областей место, особо выделяемое народной молвой и имя ему Вавилов Дол.

В настоящее время этот дол задается системой сходящихся оврагов, формирующих с деформированную букву П, полкилометра в ширину и около километра в длину.
Начало легендарной истории этого места восходит к временам когда нынешние степные просторы Большого и Малого Иргиза были покрыты густыми и непроходимыми лесами. И в этих лесах обитали лихие вольные люди - разбойники. Особенно выделялся среди них некий Вавила. Не было от него никакого житья ни торговым людям, ни местным крестьянам. И часто приходили из этих мест недобрые вести. Чудовищные злодеянья заставили власть направить сюда стрельцов. Солдаты подожгли лес, разгромили разбойное логово и схватили лихого атамана. Пойманного разбойника ослепили и бросили на том месте где поймали.
Согласно преданию, ослепший остался один на один с лютыми зверями и полыхающим пожарищем, охватившем лес. Но потеряв очи телесные обрел Вавила очи духовные, узрел в какой бездне зла находился. Ушел он в пылающий лес и огонь не тронул его.
А по преданиям стариков место то было далеко не простым, когда-то очень давно спустилась здесь с небес нерукотворная церковь, спустилась и ушла под землю. (По легенде в конце времен она вновь поднимется на поверхность и тогда известный мир исчезнет...)
Раскаявшийся Вавила нашел «путь» в эту Церковь, установил «контакт» с ее «служителями». Вблизи «нерукотворной» он выкопал первую подземную келью-пещеру и заложил основы нового пещерного монастыря, где шли Богослужения, и потайные ходы от которого вели к Нерукотворной Церкви. Считается, что уже в те далекие годы дол этот стал прозываться Вавиловым. Постепенно он стяжал славу места благодатного и святого. Сюда со всей России стали приходить паломники, наслышанные о Нерукотворной Церкви и старцах-затворниках. И многие из них, видели чудесные лампадные огни, а приложив ухо к земле, слышали звон колоколов и дивное церковное пение.
По легенде Вавила был первым кто вывел целебные подземные воды в особый колодец, укрытый от палящих лучей солнца на дне оврага.
Последующие годы жизни Вавиловской пустыни остаются тайной. Мы не знаем все ли это время там жили старцы-затворники, или были у пустыни периоды угасания и последующего возрождения. Но столь ли это важно?
Известно, что духовная роль этого места заметно возросла к началу ХХ века. В 1905 году в Вавиловом Долу была построена небольшая часовня. Все большее число людей стали приходить в это святое место на богомолье. Многие из паломников становились свидетелями благодатных явлений. Рассказы о подземной церкви, звон колоколов которой иногда слышится из-под земли, о старцах-пустынниках обитающих в пещерах, о «святых огнях», появляющихся ночью в лесу и видимых из пещер - распространились по ближним и дальним весям. И закрепились так прочно, что о Вавиловских чудесах даже в советское время свидетельствовали многие атеисты, напрочь отвергающие веру в любые чудеса.
В 1912 году слава Дола стала столь велика, что на собранные с окрестных сел средства заложили и отстроили большую (надземную) церковь и освятили ее в честь Николая Чудотворца - столь любимого на Руси святого. С открытием Никольского храма еще более усилился приток паломников в обитель.
В 1929 году ОГПУ опасаясь «авторитета» Вавиловцев, уничтожили храм и взорвали все входы в пещеры. Все что здесь было найдено – предали огню. Более того, отныне в этом месте запрещались всякие собрания, а тем более чтение молитв. Для обеспечения действенности запрета в этом лесу периодически устраивались облавы. ( Человеку обнаруженному в Вавиловом Долу грозило тюремное заключение сроком на 10 лет.)
Святой колодец был загрязнен, а после и вовсе засыпан.
С 17 июля по 2 августа 1929 года в Самаре прошло заседание Средне - Волжского областного Суда по слушанью уголовного дела «О ликвидации Вавилова Дола». Там признавали наличие огней, подземного колокольного звона, пещер (в рост человека закрыты дверью и щели метровые, ведущие в подземелья пустынников»), где «поселились несколько лиц неизвестного происхождения. Там они стали молиться, колдовать и обманывать народ». Отдельно было указано, что все было уничтожено.
Но и в годы репрессий люди продолжали приходить сюда, приходить даже из самых отдаленных уголков. И самое интересное, что много лет после разгрома обители, люди верили – что здесь оставались старцы-пещерники. Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, они спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога. Как в сокровенной пустыне, спаслись старцы-затворники в глубинах Вавилова Дола от преследования ОГПУ. Их пещеры не были обнаружены, несмотря на то, что весь Дол был перерыт присланными солдатами.
Позднее жители из окрестных деревень в пещеры лазили. В некоторые говорят только ползком и можно было пробраться. Потом по двум земляным ступенечкам спускаешься, а дальше уже полусогнувшись идешь. С восточной стороны пещеры, прямо в земляной стене, ниши вырублены под иконочки и под лампадку. С другой стороны - земляная лежанка, уступом из стены, листьями, мхом полу истлевшим покрыта. Там люди жили. Сейчас эта пещера завалена. А вот на «Афон-горе» было много отверстий. Старые люди ругались, чтобы мы туда не ходили. Говорили, что через эти дыры воздух в пещеры поступает. Открывается в земле дыра, освещенная чем-то снизу, и выходит оттуда человек, одетый в светлую ризу... С Афона ходы открывались. Вниз ступени ведут. Но спуститься можно было ступени на три, а дальше невидимая сила не пускала. Воздух как стена каменная становился. И сегодня в народе живет предание, что церковь Вавилова Дола укрыта в глубине земли, а когда приблизится конец мира, поднимется она на поверхность вместе со всеми своими колоколами и в ней будут проходить Богослужения. Говорят, что это одна из тех немногих церквей, что сокрыты Богом до времени... О современных свидетельствах людей наблюдавших чудесные явления в этом святом месте можно прочесть в книге «Тайна Вавилова Дола» (Православное издание. Самара 1999)
К тысячелетию Крещения Руси попечители поставили в Вавиловом Долу небольшой железный крест, обновили колодец. К 2006 году в юго-западной части дола был возведен уже большой современный культовый центр.

Так что же такое предание Вавилого Дола?
В мифологии многих народов существуют устойчивые верования, что вместе с нами, на землях людей (или в мире подземном), живет кто-то еще.
Этих таинственных «соседей» называют по-разному: исконные, древние (иногда древние люди), ушедшие, строители, малый народец и т.д.
В преданиях Волго-уральского региона они наиболее известны под именем «чудь» (довольно часто их именуют «подземная чудь»). «Они нашли проход к подземному царству. И теперь очень редко лишь некоторые из них появляются снова на Земле». (Н.К. Рерих)
В ходе изучения современной мифологии Среднего Поволжья было выявлено несколько сюжетных линий повествующих об «иных»: огненные змеи, змее-люди или рахи, моховый или земляной народ («маак вэш»), подземные матросы (крайне любопытный современный вариант легенды об иных) но особо выделены подземные старцы (или старцы-затворники). Остановимся на последних более подробно, поскольку именно на верованиях в существовании последних и базируется современная легенда Вавилова Дола.
Подземные старцы – как это следует из их именования главным образом прибывают под землей. В конце 80-х годов ХХ столетия самарский краевед В.И. Степанов, детально разрабатывавший данную тему, отмечал существенное различие в верованиях в тех кто «спит» и в тех кто «живет» под землей (в пещерах). («Ахль аль кяхф» - спящие люди пещеры и «Асхаб аль кяхф» - те, кто живет в пещере - средневековые предания малой Азии).
Подземные старцы относятся именно к активно живущим… - подземным строителям.
Кто они такие, откуда изначально взялись и что они там конкретно делают – сказать невозможно. В современной православной (или псевдо-православной традиции) считается что старцы-затворники служат богу («славят имя его», или что вероятно более точно строят «дом его», в случае Вавилова Дола – дом это подземная церковь. И здесь, в контексте данного строительства, на память приходит современная деятельность буддийских монахов, что ездят по миру и в различных уголках Земли строят песчаные мандалы. Возможно здесь мы имеем какой-то местный аналог знаменитого авестийского сказания: «И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал ему: «На мир собирается пасть роковая зима...А посему построй себе Вар (подземное убежище) размером с пастбище. И ПРИНЕСИ туда представителей всякого рода зверей ... и огонь пылающий. Сделай так, чтобы там текла вода. По берегу водоема на деревья посади птиц среди вечно зеленой листвы. Посади там растения... И все эти предметы и существа уцелеют, пока они находятся в Варе.» Подземный Вар это средство пережить разрушительную зиму, способную уничтожить все живое, покрыв землю толстым слоем льда»).
Некоторые исследователи считают, что современные старцы-затворники, могут быть ушедшими под землю (после первой войны в небесах) и там изменившимися «элохимами» - стражами-наблюдателями.
Там где они живут – местность специфически меняется: «растут холмы» или увалы трансформируются в провалы, исчезают и появляются малые реки, специфически ведут себя пожары, периодически наблюдаются различные необычные явления… (Справедливости ради необходимо отметить, что подобная деятельность свойственна всем «иным» и в том числе непосредственно самим людям. Трансформация «дикой природы» для нужд разума – вероятно непреложный закон самого развития жизни.)
Живущие под землей старцы подразделяют на «одиночек», чаще всего их именуют отшельниками (и они наиболее известны по преданиям) и «безымянными» (иногда их именуют «строителями»). Последних всегда много и все они одинаковы - «старцы лепообразные, един по единому». (Мельников-Печерский «Из рассказов о раскольничьем быте»). В ходе обсуждения данной темы, один из наших консультантов («Аналитик») предложил называть их «Твинзерами» - «похожие», объединив с персонажами ранних валлийских легенд. «Возникшие из котла и ушедшие под землю в незапамятные времена».
Возможно, данное определение можно принять. Твинзеры, так Твинзеры - чем плохо?
Из преданий и легенд можно понять, что для ведущейся работы люди «безымянным» нужны мало, только изредка для выполнения каких-то особых, не совсем понятных поручений. Их деятельность под землей в народном сознании нашла сравнение с образом муравейника: «Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога». («Тайна Вавилова дола», Самара, 1999)
Многие таинственные явления происходящие в этих местах, например, периодически возникающие фонтаны воды или молнии бьющие из склона холмов в небо считаются проявлением деятельности подземных старцев. Пустынники «ведут» подземные потоки и когда нужно выводят их на поверхность. В ходе поездки в Вавилов Дол в августе 2005 года, нам непосредственно довелось на склоне и частично на дне оврага, след невероятно бурного потока воды, вызвавший четкий вывал травы. И если понять куда собственно делась вода было еще можно, ушла в овраг. То механизм формирования верхней границы – оставался совершенно не понятным. Не было малейшего намека на яму пробившегося родника или размытости грунта, вызванного вертикальным ударом струи.
Весной 2006 года нам рассказывали о целом «фейерверке», испущенной с горы Афон. «Там камни летели, а за ними хвосты белые тянулись».
Поездка августа 2006 года, вновь показала, сколь важно это место для многих паломников, добирающихся сюда с разных уголков нашей большой страны.
Более того, в ходе этой поездки, нам удалось побывать на соседнем объекте имеющем схожую легендарную историю. Речь идет об «ушедших в рудный овраг».
Удивительное место, интереснейший археологический памятник. Где кажется что само время приостановило здесь свой бег. Всюду куда здесь устремляется взгляд – ощущается присутствие тех кто творил историю в этих краях, задолго до того как над великим Нилом, вознеслись первые пирамиды. Давным-давно в этих местах жили искусные мастера. На заре истории они умели добывать металлы и для этого строили протяженные галереи и копали глубокие шахты. Потом появился враг. Началась война. Сражение за сражением. Под натиском превосходящих сил, ушли рудокопы под землю, укрылись в своих подземных галереях и закрыли за собой входы. Там они собирались переждать тяжелое время. Но их ожидание затянулось. Менялись эпохи. Появлялись и исчезали новые народы. Степь сменялась лесами. И вновь степь теснила леса. А ушедшие по прежнему ждали под землей.
В силу выше изложенного можно предположить что подземные обитатели Вавилова Дола и есть древние рудокопы некогда ушедшие в рудный овраг? Так ли это могут показать только дальнейшие исследования проводимые в этом районе.




В книге «Тайны и легенды волжских подземелий» авторами было высказано предположение, что современные предания о «подземных старцах» местечка Вавилов дол – это мифологизированная память о древних рудокопах, представителях древней высокоразвитой цивилизации, некогда живших в этих местах.
На момент подготовки к изданию данной книги авторы обладали лишь фрагментарной информацией об уникальных археологических находках следов высокоразвитой культуры (древние шахты) сделанных в соседнем урочище «Каменики».
(В. Карасев «Тайна срубной культуры» ж-л «Самара и Губерния»№2, 2002)
Информации по данному району было до обидного мало. И данная гипотеза практически не поддавалась развитию. И вдруг, в самом начале 2007 года, вскрывается огромный пласт исторической информации, заставляющий совершенно по иному взглянуть на историю родного края.

Речь идет об уникальной культуре района Каргалы, находящейся в соседней Оренбургской области.
Сделаем небольшое отступление. В середине XIX века французский исследователь Луи Жаколлио (В России он главным образом известен своими приключенческими романами, в частности романом «Пожиратели Огня»)…
(Тема существования на Земле некоего таинственного общества «Девяти Неизвестных» подробно отражена в знаменитой книге Луи Повель, Жак Бержье «Утро магов», София, Киев, 1994 (с. 57-64))
Долгое время, лично у нас – данное размещение таинственного центра, вызывало лишь недоумение, поскольку не имело ни малейшего намека на какую либо материальную привязку. Когда в конце 80-х годов ХХ столетия была открыта «страна городов» на Южном Урале (из них наибольшую известность получил город с символическим названием Аркаим). И вот теперь сквозь «информационную завесу» прорвались Каргалы.
Каргалы представляют собой целый комплекс самых разнообразных объектов, размещенных на площади более 500 км2 и построенных на базе каких-то иррациональных, и ныне плохо понимаемых принципов.

Первые разработки здесь начались на рубеже IV-III тыс до н.э. Пик активности рудодобычи приходится на II тыс. до н.э.
Максимальная глубина шахт 40 – 42 м. Общий объем извлеченной породы оцени-вается примерно в 250 млн. т, медных минералов от 2,5 до 5 млн. т, меди 55 – 720 тыс. т.
В настоящее время на данной территории обнаружено более 35 тысяч засыпанных шахт и иных функциональных объектов. Что само по себе потребовало колоссальных затрат труда (совершенно не целесообразного с точки зрения современного человека).
Только с одной тысячи квадратных метров слоя в окрестностях п. Горный удалось извлечь более 2,5 миллиона костей, оставленных забитым домашним скотом, - примерно от стада в 50 тысяч коров и 10 тысяч овец и коз.
Медных изделий, слитков и слиточков в районе п. Горный найдено более четырех тысяч штук. При этом было вскрыто всего ориентировочно не более 5% всего культурного слоя.
(Более подробно о Каргалах можно прочитать: в журнале "В МИРЕ НАУКИ" Очевидное-невероятное, декабрь 2005 № 12)

Каргалы демонстрирует следующие загадки:

- Кто, как и когда обнаружил в безводной степи залежи руды? Ведь чтобы добраться до рудных слоев необходимо было вскрыть от 12 до 17 метров вязкого и очень тяжелого глинистого «чехла», укрывающего линзы и жилы медных минералов. Почему о данных месторождениях забывали на многие века, а потом заново открывали их?
Можно предположить, что если не сама данная культура являлась одним из центров древней высокоразвитой цивилизации, то она вполне могла быть объектом ее непосредственного внимания.

Вероятно, что первая часть выдвинутого предположения, обеспечивает несколько большие шансы при поиске следов (или даже наследия) этой древней ВЦ.
Однако, поскольку вопрос что и как искать остаются довольно туманными, то весьма наивно рассчитывать на какой либо быстрый успех в этом предприятии.
Конечно, шанс есть. Но вот собственно этот шанс реализовать? Пока этот вопрос остается открытым.



Игорь Павлович (сообщение на форуме Круга.нет)



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.